Покров церковности
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Поздравляю всех вас с наступающим воскресным днем — с этой малой пасхой! Этот праздник, это воспоминание Воскресения Христова никогда не может стать для нас чем-то обыденным, поскольку именно благодаря Воскресению Христову мы вышли из всякого плена, мы освободились, мы обрели свободу! И хотя мы должны признать, что еще далеко не полностью усвоили этот дар, как и все величайшие дары Божии, каждый воскресный день, каждое воскресное богослужение — это для нас свидетельство того, что во Христе мы призваны к свободе, так же как и к любви, и к истине, что мы призваны приносить достойные плоды каждый раз, когда получаем тот или иной талант по нашим силам.
Однако многие люди, начинающие свою духовную жизнь, часто находятся в растерянности — что им сейчас делать? Не вообще, в мировой перспективе, а именно сейчас — сегодня и завтра, послезавтра, через неделю и через месяц. Часто они боятся жить по-христиански во всей полноте этой жизни, рассуждая при этом так: не лучше ли им выбрать себе какой-то маленький кусочек, какую-то маленькую частицу этой жизни и лишь в этом утвердиться? Мол, все остальное приложится, само придет в свое время, ну а не придет — так не придет, зато вот это — уже моя часть. Но когда человек так думает, он ошибается! Ибо только тот, кто готов продать все свое малое (по сравнению с Божьим сокровищем) достояние, чтобы купить одну-единственную, но драгоценнейшую в мире жемчужину — не какую-то часть ее, а именно всю, — только тот никогда не пожалеет о своем выборе. Но это требует от нас многого, ведь это и есть та евангельская максима, до которой так часто в истории и, уж конечно, в нашей современности христиане не дорастали. Не случайно мне нередко приходится слышать, что некоторые близкие, родные, особенно тех из нас, христиан, кто к вере пришел недавно, бывают недовольны, если человек ходит в храм, скажем, каждую неделю, а тем более, еще чаще — и в субботу вечером, и в воскресение утром, да еще на какие-то встречи с братьями и сестрами. Они выражаются при этом недвусмысленно: «Вы, наверное, попали в секту! Ведь так бывает только у сектантов, а у православных — не так. У православных — пришел, поставил свечку и ушел. Ну, если уж очень вам приспичило, можно разок покреститься, более или менее один раз повенчаться и один раз отпеться, — и все». И к сожалению, многие ловятся на это искушение и начинают думать: «Ну, чтобы не было нестроений в доме (цель-то какая хорошая — не нарушать домашний мир, не ссориться с мужем, с женой, с родителями, детьми, братьями и сестрами!), дай-ка я снижу планку. Возьму для себя только маленький кусочек от той драгоценной жемчужины, которая есть Царство Небесное, и довольно». Вот так и получается теплохладное христианство, которое по сути своей уже и не христианство. «Так что же из этого следует, — спросите вы, — мы что, должны ссориться и ругаться с нашими близкими, разводиться с супругами, бросать работу? Что мы должны делать, в конце-то концов?» Конечно, не надо ругаться и тем более — разводиться. Надо стараться сохранить мир, но постольку, поскольку это не будет компромиссом с совестью, компромиссом с Божьей волей и с нашим призванием, призванием, которое не мы придумали, призванием, которое дается каждому свыше, не менее того! Многие христиане часто болеют, унывают, в результате умирают, — от того как раз, что не понимают этих вещей. К таковым возвращаются старые грехи, однажды, может быть, уже исповеданные.
Вот человек шел-шел, шел-шел, уж как мог, и пришел, наконец, к Богу и в Церковь. Заканчивает он, допустим, оглашение, приходит на исповедь за всю жизнь, исповедуется и искренне верит, что к старым грехам больше не вернется. И так оно и должно быть у нас, но только при одном условии — если мы будем верны Богу и Его призванию, которое существует как для каждого из нас, так и для всех нас вместе, собравшихся и здесь, и по всему миру во имя Господне.
Нам нужно иметь то единство, которое символизируется Покровом Божией Матери. Не случайно сегодня мы с вами праздновали праздник Покрова. Многие верующие не понимают этого праздника, рассказывают о нем и легендарные, и реальные истории — хорошие, назидательные, — но не понимают их смысла, не понимают, почему Церковь так глубоко восприняла веру в Покров, лучезарный Покров Пречистой Богородицы. Они все время просят: расскажите нам про этот праздник, но не хотят знать его духа и смысла. И тогда никакой рассказ, даже из самых достоверных византийских хроник и историй, не принесет им пользы.
Мы же с вами верим в единство тех, кто покрыт этим благодатным Покровом, ибо этот благодатный Покров есть Покров церковный. Церковность же человека измеряется не только и не столько тем, как часто он ходит в храм и причащается, как часто встречается с братьями и сестрами в разных группах и общинах или сколько времени он проповедует и читает Писание, сколько молится или сколько ест или не ест. Церковность определяется вещами более глубокими и действительно духовными. Если мы освободились от вражьего плена, от страстей, от грехов, от самолюбования и саможаления, если мы, «продав все», обрели всю драгоценную жемчужину Царства Божьего, то мы церковны. А если нет, то — нет! Об этом, наверное, стоит нам знать и помнить, и другим христианам рассказывать. Потому что ныне по всему миру христианство для людей, смотрящих на него сбоку или со стороны, скорее напоминает «соль обуянную», т.е. соль, потерявшую силу. И вообще ныне, когда говорят о вероисповедании человека, очень часто подразумевают скорее его культурную, национальную, историческую, а иногда просто политическую или даже экономическую ориентацию, но очень редко при этом ставят вопрос о степени его Богопознания и об усвоении им божественного Откровения, о вещах трепетных, которые превышают всякое человеческое разумение, превышают жизнь отдельного человека, каким бы гением он ни был на земле.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, взявшись за плуг, никогда не надо оборачиваться назад. Нам надо идти так, как это делали наши святые со времен апостольских, которые непрестанно шли за Христом, и значит, всегда вперед и вверх. В нашей жизни должно быть две доминанты — вот это измерение высоты и измерение долготы. Мы с вами не должны терять из виду эту крестную сущность нашей жизни: эти два направления — вверх и вперед, которые, пересекаясь, образуют крест! Да, это — крест, о котором говорил Христос, и кто не берет его, тот не может быть учеником Христовым, тот не достоин называться христианином, кем бы он ни был, как бы ни выглядел, какое бы служение ни нес.
Нам нужно знать, что дары Божии даются Богом навечно, но мы их можем потерять. И проблема здесь не в Боге, а, как вы понимаете, в нас. Если мы теряем благодать, если мы теряем любовь, если мы теряем способность прощать врагов, способность любить всех, то мы уже, по меньшей мере, очень плохие христиане, и нам нужно принимать срочные меры, даже если от нас это потребует больших жертв, материальных или физических, или больших перегрузок, душевных или духовных. Нам не надо этого бояться. Человек не станет фанатиком от того, что у него укрепится вера. Фанатиком можно стать, лишь потеряв любовь и сохранив одну внешнюю оболочку, форму веры. Мы должны поддерживать друг друга всегда, даже тогда, когда нам плохо, когда у нас нет здоровья, когда у нас нет никаких богатств и иногда даже самых простейших средств к существованию. Нам нужно научиться жить в любом состоянии, не комплексуя, как это делают, к сожалению, многие.
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться быть христианами, учениками Христовыми в любых обстоятельствах, будем учиться жить и в бедности, и в богатстве, и при больших дарах души и духа, и малых, будем учиться жить и тогда, когда нам кто-то помогает, нас кто-то поддерживает, и тогда, когда нас все оставляют и никто нам не помогает, и никто нас не поддерживает. В нас должно быть достаточно духовных сил для любого варианта судьбы, если она проживается по-Божески, по-христиански, и тогда мы благословим каждый миг своей жизни, тогда мы будем счастливы, тогда мы исполним свое предназначение и прославим в Церкви Божьей Отца, и Сына, и Святого Духа.
Аминь.
14 октября 2000 года.