Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, и особенно — все члены Свято-Покровского братства! Приветствую вас с праздником Покрова! Этот праздник — для всех нас, но он еще и сугубый праздник для членов вашего братства, потому что оно носит это имя не случайно. Для остальных посетителей и сотрудников, и учащих и учащихся в институте и в нашем братском центре это тоже особый праздник, потому что все мы находимся на Покровке.
Нам с вами всегда нужно углубляться в смысл того, что с нами происходит, и того, как мы живем, под каким как бы знаком мы живем. Мы не астрологи, мы не будем сразу при этих словах смотреть на звезды, мы посмотрим глубже и дальше. Вы хорошо знаете и помните, что было время, когда мы с вами жили под покровом чудотворного образа, замечательной чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери. Потом мы сделали следующий шаг и оказались в зоне непосредственного «притяжения» праздника Сретения Господня, прожив замечательные годы собирания, встречи, сретения. Оттуда мы перешли на Покровку, где для нас чем-то новым и особенным стал Покров Божьей Матери, а именно он стал теперь знаком нашего бытия и нашей общей братской и общинной жизни.
Что это для нас значит? Подумаем об этом еще и еще раз. Мне кажется, дорогие братья и сестры, что отвечая на этот вопрос, мы должны вспомнить, Чем и Кем была Божья Матерь для Своего Сына и Господа нашего Иисуса Христа, вспомнить о том, какой драгоценной, лучезарной жемчужницей оказалась Она для Него после Его зачатия и рождения. Ведь и мы с вами точно так же оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви: Любви, Которая всегда нисходит на людей свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий Дар.
Покров Божьей Матери и есть символ такой нашей ответной любви, дорогие братья и сестры, и если Господь переселил нас на Покровку, значит Он хочет, чтобы мы сохранились и избавились в своей личной и церковной жизни от всякого одиночества, как и от всякого холода душевного и духовного, и от всякой старости духа, души и тела. Господь хочет, чтобы мы сохранились в Любви Его и в любви Божьей Матери, в Любви, нисходящей свыше на землю, и в любви, восходящей к Небесам, к пренебесному жертвеннику Божьему.
Когда мы обращаемся к образу Божьей Матери, мы, наверное, более всего ищем этой ответной любви. Потому что дар Божий непреложен, то, что дал нам Христос, никому нельзя отменить. Но не всегда он сопровождается достойным ответом с нашей стороны. Ведь нашу ответную любовь разрушить и отменить, увы, бывает можно, если мы не воинствуем против зла, против греха, если мы не воинствуем со Христом и за Христа, если мы не воинствуем так, как должен воинствовать христианин всё в той же любви, которая может преодолеть всё — все препятствия, все запоры, все запреты, исходящие не от Бога.
Нам часто не хватает этой ответной любви, и поэтому, хотя мы всегда радуемся дару Божьему, дару Христову, мы очень беспокоимся за себя и за других. Ведь если бы этот ответ в любви, восходящей превыше небес, всегда был нами воздан, то беспокоиться ни о чем, никогда, никому уже не пришлось бы! Мы же так часто суетимся, мы же так часто оказываемся в плену этих житейских беспокойств. Отсюда и начинаются наши новые падения, наши претензии и обиды, наши счеты, наша гордыня и наше уныние, наша раздвоенность и наша неверность, если не сразу Богу, то ближнему.
Может быть, именно в силу исконного двоеверия на нашей земле, из-за того, что языческие и нехристианские влияния слишком часто оказывались очень сильны в народе, во всем народе — снизу доверху, может быть поэтому (по причине стремления преодолеть эту раздвоенность) именно наша земля и наша церковь так усердно возвеличивают Божью Матерь и праздник Покрова. Вы же хорошо знаете, дорогие братья и сестры, что этот праздник больше никому из православных церквей почти не известен. Если его и знают, то знают как русскую традицию, правда древнюю, очень древнюю, начатую со времен великого князя Андрея Боголюбского, с середины XII века. Впрочем, что греха таить, и установленную-то с тем, чтобы возвеличить эту землю и противопоставить ее другим, что вряд ли было угодно Богу. «Хвалящийся хвались Господом», — учит нас Слово Божье, — а не своими историческими, культурными, национальными или художественными достижениями.
Ни одна православная церковь мира не знает такого почитания Божьей Матери, как наша. В наше время это становится даже как бы опасным, потому что иногда затеняет образ Христов и во Христе — Божий. Иногда происходит так, что это почитание теряет свою меру, и всякий раз, когда это происходит, надо знать, что это — грех. Ибо мы не можем поклоняться человеку, даже честнейшему херувимов и несравненно славнейшему серафимов, более, нежели Богу. Мы не можем обожествлять человека: человек должен не обожествляться, а обоживаться.
Вспомните, как эту проблему сформулировал к исходу своему XIX век. Вспомните, как остро он ее почувствовал: вот, есть человекобожие, а есть Богочеловечество, и никакое человекобожие для христианской совести неприемлемо. Неприемлемо абсолютно, точно так же, как троебожие — вместо тринитарного богословия. Нам с вами никогда не надо бояться об этом думать и говорить, во избежание страшного греха. Нам нужно почитать Божью Матерь, достойно почитать Покров Божьей Матери, лучезарный от любви, но при этом нам никогда не надо терять чувство меры.
Пусть же, дорогие братья и сестры, те, кто здесь сегодня представляют Покровское братство и Покровку, будут примером истинного и достойного почитания Божьей Матери и Ее честного Покрова, пусть они покажут и подскажут всем, как надо почитать любовь, явленную нам в празднике Покрова! Пусть они покажут, как надо отвечать этой всеобъемлющей и совершенной любовью на Любовь, нисходящую свыше! Если это будет так, то мы все будем радоваться, и вся Церковь будет веселиться, независимо ни от каких условностей и условий, обстоятельств своей жизни. Нам с вами, наверное, хотелось бы праздновать этот праздник радостно, но так, чтобы радость эта была не только радостью для нас, а чтобы она была радостью для всех людей, ибо все люди на земле хотят быть не только любимыми, но и любить, все они хотят избавиться от одиночества и холода, и старости.
Да будет же так, дорогие братья и сестры, ибо Господь Бог наш — нелицеприятен! Он дал дары человекам в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, и Он же показал нам пример совершенной ответной любви в Божьей Матери, как и в Ее покрове, любви которого хватает всем и каждому, сейчас и всегда.
Аминь.
13 октября 2000 года.