О светлом и черном огне
Слово покаянное (16.10.99 г.)
Дорогие братья и сестры!
Готовясь к покаянию, нам очень полезно вспомнить о том, какая жертва благоугодна Богу. Мы приносим Богу жертву уст и хвалы, но приносим и жертву нашего сокрушенного сердца. А покаяние — это и есть сердце сокрушенное. «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит», — говорится в Псалтири. Наверное то, что сегодня говорилось в проповеди, в первую очередь касается и нашей подготовки к исповеди, и нашей подготовки к евхаристическому служению, к литургии, т.е. к тому «общему деланию», к которому все мы стремимся. Ведь все мы стремимся обрести свое служение, но хотим, чтобы это служение было еще и нашим общим делом, чтобы каждый шел не туда, куда его поведет, а туда, куда идет Церковь вслед за Христом.
Для того, чтобы приносить богоугодные жертвы, нужно иметь и мир, и любовь, и праведность. Без этого невозможно эти жертвы принести, без чего они не будут приняты. Значит, в первую очередь давайте подумаем о том, насколько мы с вами мирны, насколько мы смиренны, насколько мы соответствуем своему призванию.
Как мы молимся? Есть ли в нас огонь молитвы и любви? Или же мы это делаем только по необходимости или по привычке, или потому что ждем приятных душевных чувственных ощущений?
Почему мы общаемся друг с другом, с братьями и сестрами? Только потому, что мы хотим что-то получить (пусть даже в самом общении, совсем не обязательно материально), или потому, что мы бескорыстно хотим что-то подарить, дать другому?
Насколько мы способны любить и благословлять наших недругов или прямых врагов, или людей, нас проклинающих, или не любящих, не ценящих, не поддерживающих нас и т.д.? Насколько это есть в реальности?
Насколько мы можем прощать до конца, так, чтобы, простив, не ощущать отчуждения? Ведь не секрет, что чаще всего ощущение бывает именно таким: да, я простил, я перестал злиться, я перестал желать мстить, но я не хочу ничего слышать о том или другом прощенном мною человеке.
Нам нужно научиться все доводить до совершенства, до полноты, до конца. В некотором смысле конец бесконечен, ведь конец — это совершенство, это полнота, а полнота и совершенство — это атрибуты божественные. Бог — единый совершенный, Он — Полнота Наполняющего все во всем, как сказано нам в Писании. Вот эта божественная полнота и мир преображает в Царство Небесное, и человека претворяет, и обновляет, и возрождает.
В нашем покаянии, мне кажется, не хватает того, что мы обычно называем такими чуть-чуть абстрактными словами, — «евангельской максимы» или чего-то подобного. Нам не хватает какой-то остроты, какой-то соли, какого-то света в том, что мы говорим, что мы делаем, в том, как мы живем. Да, может быть, мы не самые большие грешники, но при этом мы не можем сказать, что мы праведники. Да, вроде мы делаем одно, другое, третье ради Господа и ради Церкви, но мы очень часто не доделываем начатое, бросаем на середине, не дотягиваем, и остается эта неполнота и недоделка. Поэтому нет и тех плодов, которые должны бы быть в каждом случае, которые давали бы нам радость и благодарение в нашем сердце.
Почему нам не хватает радости и благодарения, почему нет-нет да вспыхивает этот черный огонь уныния в нашей жизни? Ведь не секрет, что среди нас много людей, которые часто испытывают это искушение, и мало тех, кто вообще его не испытывал. С одной стороны, эта черная тоска, это черное одиночество, эти претензии — пережиток старой жизни, жизни неверной и неверующей, а с другой стороны, — это все-таки наша недоделка. Ведь всем известно, что если ты делал, делал, делал дело, какое-нибудь замечательное, прекрасное дело, кому-то помогал, что-то писал, работал, трудился, каялся в конце концов, молился, но не доделал хоть на немного, не поставил точку, — ты не получаешь результата, ты не получаешь вот этих даров радости и благодати. Это как, знаете, спортсмен, который упал на финише и не дополз до него, может быть, миллиметр, пробежав много километров прежде. Хоть на миллиметр ты не дополз, значит ты не кончил, не завершил дело, и ты не получишь награды — никакой! Тебя и осуждать никто не будет, тебя будут, скорее, жалеть: «Ай-ай-ай, ты мог бы, но вот не случилось!»
Дорогие братья и сестры! С этим черным огнем нам надо бороться как с огнем чуждым. Помните, есть в Священном писании такое выражение, когда описывается, как Бог карал тех, кто приносил Ему «огонь чуждый»? Вот уныние — это чуждый огонь, так же как и всякая злоба или зависть, или гнев, или злоречие. Уныние и гордыня — все это огнь чуждый. Мы приносим Богу этот чуждый огонь также когда мы что-то делаем во имя свое, под себя и только для себя. Когда мы считаемся: сказали нам спасибо или не сказали. Нет, мы должны думать о том, чтобы самим говорить спасибо другим, мы сами должны быть благодарны, а что у кого-то не хватило чувства благодарности, — ну что же, зачем же нам это считать?
Всем известно, что если человек всегда недоволен (а такое состояние подстерегает многих и многих), тогда что ему ни дай, он останется недовольным: мало дали, дали не то, дали не так, не тогда. Это же страшное дело, мы заражены этим, как какой-то жуткой бациллой. Мы все время в претензии к кому-то, а сами при этом не умеем доводить до совершенства начатое даже самое доброе и Божеское дело.
Давайте сейчас покаемся в этом. Не будем сейчас говорить о многом, давайте начнем с этого как с главного, — для того, чтобы меньше было у нас вот этого разрушительного несовершенства, разрушительного чувства обиды, претензий или самого уныния. Если кто-то испытывает это уныние, даже если он склонен к этому психологически (ну вот сейчас осень, конечно, легко оправдаться: печальная пора), пусть он погасит в себе этот огонь, и чем быстрее, тем лучше, помня, что можно веселиться и радоваться и осенью, и весной, и летом, и зимой, и при этом совсем не быть легкомысленным человеком! Если кто-то чувствует в себе этот черный огонь, пусть он его погасит, и чем быстрее, тем лучше. Я уж не говорю о том, что если у человека есть такое свойство, то оно сжигает прежде всего самого человека, пожирает его, хотя, кажется, обращено вовне, на кого-то другого.
Давайте научимся идти вперед, вглубь и ввысь, — нам так часто этого не хватает! Давайте научимся сочувствию, и даже если нам будут говорить, что это совершенно душевная, а не духовная реальность, давайте не будем ловиться на такие слова, потому что нам так не хватает этого! Ведь всем нам хочется достойного и совершенного отношения к себе, но для того, чтобы его получить, надо, в первую очередь, его показать и дать другому.
Норме христианской жизни нас больше всего учит Священное писание, но, к сожалению, многие мало читают Священное писание, особенно Новый завет. Ведь к сожалению, что греха таить, люди знают в основном то, что они проходили на оглашении или где-нибудь потом — на курсах или на каких-нибудь лекциях — и все. Но ведь невозможно на лекциях пройти все. Ни на каких лекциях, даже самых гениальных, ни на каком оглашении, даже самом гениальном, — это невозможно! Значит, нужно в это входить постоянно, «вникая в себя и в учение», как писал апостол Павел одному из своих учеников. Вот давайте же научимся этой проникновенности в себя и в учение, в учение не абстрактное, а живое, которое предлагает нам Господь.
Будем же внимательны друг ко другу, будем бескорыстны, полны любви и жертвенности, и тогда наше покаяние будет истинным, — не только искренним, но и истинным. Это значит, что оно будет принято Богом, и мы будем чувствовать, что каждый раз, если хотите, каждый день мы будем делать какой-то шаг вперед, к Богу, и каждый день будет прожит не впустую, не зря, даже если в этот день мы плохо себя чувствовали или у нас не очень хорошо складывались внешние обстоятельства, или кто-то нам мешал, или нас соблазнял, или огорчал.
Я уверен, что это решило бы очень многие наши внутренние и внешние проблемы. Я уверен, что и наше церковное положение зависит только от нашего духовного подвига, и пока его не будет вполне, пока не будет этих плодов духа, достойных плодов, ничего не изменится. Перемены не могут возвращать нас лишь назад, они должны нас поставить на какую-то новую духовную церковную ступень. Иначе зачем были эти годы гонений? Мы же с вами верим, что они даны нам Господом совсем не зря, а для нашего совершенствования, для нашего служения, для того, чтобы вновь явилась благодать, спасительная для всех человеков.
Аминь.