О Кресте Христовом и крестоношении в любви
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, христиане!
Мы слышали сейчас слова Господа, обращенные к Иерусалиму: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис 60:13). «Прославлю подножие ног Моих». С древнейших времен христиане видели в этих словах пророчество, сбывшееся на Голгофе. «Подножие ног Божиих», — это вся вселенная, вся земля, это и все города, все храмы, но прежде всего это — Крест.
Сегодня, когда уже исполнилась половина срока святой четыредесятницы Великого поста, принято износить крест и почитать его, и лобызать его, вникая в тайну Креста Христова. Сегодня, дорогие братья и сестры, делаем это и мы. Конечно, Крест Христов, как мы обычно говорим, есть символ божественной Любви, величайший символ трагической судьбы божественной Любви в этом, падшем мире. Когда мы говорим эти слова, мы бываем совершенно правы. Потому что божественная Любовь в этом мире не может не быть поругаемой и оскверняемой, и унижаемой. Любовь Божия в этом мире проходит искушение, испытание. И нет христианина, который бы не знал, что это значит. Всякий христианин, который помнит слова Христовы о том, что если хочешь идти за Ним, возьми на себя свой крест и тогда следуй за Ним, знает, что Крест — это и радость, и, в то же время, тяжесть. Пока есть зло мира сего, которое нападает на всякий свет, на всякую истину, на всякое добро, — Крест будет «для иудеев соблазном, а для эллинов безумием». И в наше время он для людей — и соблазн, и безумие. Даже многие христиане относятся к Кресту со страхом, с суеверным ужасом. Если им приснится, не дай Бог, крест, — они в содрогании просыпаются, боясь новых испытаний, искушений, скорбей и бед. Конечно, если христианин боится креста, это свидетельствует лишь об одном: о том, что он свой крест еще на себя не взял. Значит, этот христианин лишь по имени таков, он лишь говорит: «Господи, Господи», но не исполняет воли Отца Небесного.
Нам нужно, дорогие братья и сестры, иметь великое терпение и смирение, великое дерзновение, великую смелость для того, чтобы почитать этот страшный Голгофский крест, чтобы делать его символом своей веры. Господь наш Иисус Христос не постыдился висеть на таком страшном кресте полуобнаженным, израненным, оплеванным. А мы, Его ученики, стыдимся даже намеков на крестоношение! Мы стараемся найти себе жизнь полегче, попроще, условия поудобнее, поприятнее, мы стараемся соблюдать свою выгоду, мы боимся быть поношением в этом мире. Как часто это именно так, и относится это не к кому-то вдалеке, а к нам самим!
Нам нужно, дорогие братья и сестры, продолжать вникать в тайну Креста Христова. Мы знаем, что Господь пролил Свою кровь на кресте и искупил нас от проклятия Закона. Конец всякого Закона — Христос. Но эта истина еще совсем не в полноте усвоена христианами.
Мы прославляем подножие ног Христа, подножие ног Божьих. Мы прославляем сегодня Крест Христов. Для того, чтобы нам не забывать о Кресте, мы носим крест на персях — носим в знак того, что мы распяты для мира, как и мир — для нас распят со всеми его сладостями и похотями: «Кто Христовы суть, те распяли плоть со страстьми и похотьми». «Не любите мира, ни того, что в мире, — говорит святой апостол Иоанн, — ибо то, что в мире, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Кто любит этот мир, тот находится во вражде с Богом, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога… кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4).
Трудно, дорогие братья и сестры, вместить эти слова даже постом, который призывает нас к полному освобождению от условностей мира сего, от его жестких законов и правил жизни, поведения, труда, строительства жизни — всякого существования. Пост нас освобождает, но мы с трудом освобождаемся. Мы с трудом берем на себя свой крест. Мы с трудом следуем за Христом. Мы все ищем дорожку пошире, да еще и окольную дорожку. Но Господь ведет нас прямым путем. Пройти по нему — значит пронести свой крест. Этот путь узок, тернист. Этот путь есть путь следования к свету в окружении тьмы. Да, когда нападает тьма, когда она причиняет боль тебе и твоим ближним, не так легко самому от нее отмахнуться, не так легко даже осудить тех, кто идет на компромисс с этой тьмой. Но может быть, и не надо никого осуждать: чего не вмещает человек сегодня, он вместит завтра, может быть, даже раньше нас. Будем помнить об этом. Будем помнить, что Господь милосерд, что Он подкрепляет нас на всех путях нашей жизни, Он ведет нас, Он подает нам Свою руку. Поэтому нам невозможно унывать, поэтому нам невозможно расслабляться, невозможно отчаиваться, невозможно предъявлять претензий, роптать на Бога или ближних. Будем помнить об этом. Будем стремиться исполнить свое христианское предназначение в этом мире, как бы трудно это ни было. Не будем унывать ни в каких условиях, но не будем также и дерзки пред лицом Господним и пред лицом наших ближних.
Крест Христов связан с Любовью. Это — самая главная связь: не было бы Любви во Христе, не было бы и Креста Христова. Любовь привела Господа на крест. Господь был так печален о народе, что отдал Себя за мир и за народ.
Воистину, дорогие братья и сестры, даже в самые радостные, веселые минуты своей жизни мы не должны сбрасывать с себя свой крест. И тогда мы познаем эту радостнотворную сущность Креста Христова. Этот Крест, будучи страшным орудием смерти и пытки, вдруг станет для нас источником света, и любви, и радости, и веселья, и мудрости, и истины. Этот Крест вдруг начнет собирать нас воедино. Он поможет нам вмещать других. Он поможет нам открыть свои объятия ближним, сделать то, на что не хватает сил у человека, не знающего Любви Христовой, не знающего тайны Христова Креста.
Пусть же это время — время воспоминания Креста, его воздвижения пред нашими очами, будет временем утверждения нас в вере, надежде и любви. Пусть наш пост будет благодатным и плодотворным. Пусть все наши деяния пройдут испытания Крестом Христовым. Пусть осеняет их Крест, который может сохранить все доброе в человеке, который может указать человеку путь и открыть все потаенные запоры. Крест, сила крестная, сила Любви есть самая большая сила, перед которой не устоит ничто в этом мире. Сам мир прейдет, но сила крестная будет пребывать вечно, ибо она зиждется на той же Божьей Любви.
Дай нам Бог жить в этой силе, жить осененными сенью Креста. Дай нам Бог не желать сбросить свой крест даже тогда, когда нам очень трудно, даже тогда, когда, кажется, разрывается твое сердце от видения того, что делает зло и грех с людьми и с миром Божьим. Будем помнить, что с помощью Креста мы можем развеять этот морок тьмы, морок зла, мы можем отогнать всякую дьявольскую силу. Нет такой силы, которая победила бы силу крестную, поскольку нет той силы у дьявола, которая могла бы побороть силу Христовой Любви!
Все это должно стать нашим ежедневным символом веры, основой нашего ежедневного существования в этом мире. Когда мы принимаем какое-либо решение в своей жизни, мы должны прежде всего посмотреть в сторону Креста, мы должны воззреть на Крест, на Голгофу, мы должны осенить себя образом Креста и проверить себя, насколько мы верны этому Кресту. Если наше дело, наше предприятие, наша мысль не устоит после такого испытания Крестом, то ее надо отложить. Надо отложить все, что не соответствует Христовой Любви.
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться жить по-христиански, неся свой крест! Будем следовать за Христом, куда бы Он ни пошел, хотя бы пришлось идти через долину смертной тени! Да поможет нам Бог на этом пути! Да будем мы на этом пути едины друг с другом, зная, что подобно тому, как Крест соединяет измерения высоты и долготы и широты, так и нам нужно соединить в себе и с собою всех и вся. Без этого жизнь христианская не может достичь своей цели.
Будем же прославлять Христов Крест, поклоняясь ему и славе Воскресшего! Не случайно сегодня церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Аминь.
21 марта 1998 г.