Святость — это отдача себя Богу до конца
Слово в день Всех святых
Дорогие братья и сестры, сейчас вы уже слышали о празднике Всех святых, который, как вы знаете, празднуется всегда через неделю после Троицы. Действительно, его можно уподобить именинам Церкви, хотя это несколько метафорично. И все-таки для нас с вами очень важен этот праздник. Вы знаете, как нам важно помнить об обетованиях Господних о новозаветной Церкви. В отличие от Церкви ветхозаветной, новозаветная Церковь есть Церковь царей и священников Бога Живого. Сейчас здесь много оглашаемых, которые сегодня становятся просвещаемыми, им это тоже очень важно знать. Ведь они приступают не к образам и теням Ветхого Завета, они приступают к Престолу благодати, к Престолу Всевышнего. В качестве кого? Просто как рабы или просто как кающиеся? Нет!
Конечно, всем христианам надо уметь каяться, а им, новоначальным, — в первую очередь: за всю прежнюю жизнь, т.е. за все то греховное и злое, что было в их прежней жизни. Конечно, всем надо уметь и служить Богу, т.е. уметь быть рабом Божьим, ведь «раб» в ветхозаветном смысле означает «служитель», «слуга», — и не случайно Сам Иисус Христос называется в Писании Служителем Нового Завета. Но главное в нашем призвании, дорогие братья и сестры, это, конечно же, возможность приобщиться к народу святых, к народу священников, царей и пророков. Да, новозаветный народ исполняет обетования, данные еще в Ветхом Завете, но ветхозаветный народ не мог вместить этого служения не потому, что Бог не хотел ему дать его, а потому, что грехи этого народа были еще слишком тяжкие и некому было снять с него тяжесть этих грехов. Только Христос, прийдя, снимает это бремя, это иго с ветхозаветного подзаконного народа и через покаяние приводит его, а значит, и всех уверовавших во Христа, к святому служению, чтобы приносить Богу жертвы благоприятные Иисусом Христом.
Благоприятные жертвы — это очень много, это жертвы Любви, Надежды и Веры, это всегда прежде всего жертвы собою — в мире, лежащем во зле. Вы знаете, что Христос принес нам Свет, принес нам благодать, но этот Свет во тьме светит, и поэтому мы еще далеко не в Царстве Небесном! Вы знаете, что нельзя даже Церковь отождествить с Царством Небесным, пусть даже и не в его полноте! Правда, сейчас находятся люди, которые готовы сделать такое отождествление, но они в этом не правы: ведь мы еще только ожидаем, чаем воскресения мертвых, мы еще чаем Небесного Царства, и значит, оно еще только приоткрыто нам. И все-таки приносить Богу богоугодные жертвы мы можем уже сейчас. И нет ни одного христианина, который бы не приносил этих жертв. Конечно, не всем дано предстоять пред образом мысленного престола, каковым является наш храмовый, алтарный престол, на котором совершается евхаристическая жертва, — для этого существует устроенная по ветхозаветному образу иерархия христианской церкви; не всем исполнять эти реально-символические служения, которые церковь совершает в надежде приблизить День последний. Но всем нам нужно быть царями и пророками, чтобы царствовать и пророчествовать, т.е. брать на себя ответственность за весь мир и Божью правду в нем, и всем нам нужно быть священниками, чтобы приносить жертвы, ибо священник — не кто иной, как тот, кто приносит жертвы своему Богу.
Каждый христианин должен быть готов отдать свое и себя Богу до конца. Господь, Который звал нас к Себе и еще через ветхозаветных пророков говорил: Чадо, дай мне сердце твоё
, дает нам возможность выполнить это призвание и отдать себя и свое сердце Ему в Новом Завете. Мы, дорогие братья и сестры, никогда не должны этого забывать. Мы приходим в Церковь для того, чтобы служить Богу, а «служить» и значит — «приносить жертвы», «священнодействовать». Служить — значит не просто исполнять заповеди, хотя кто этого не делает, тот и служить не научится, служить означает именно священствовать. Когда мы на Евхаристии благодарим Бога за эту возможность служения, то мы имеем в виду священнодействие, принесение в жертву Тела и Крови Христовых. Сама наша служба и есть такое жертвоприношение.
Многие современные люди пытаются проникнуть в тайну жертвоприношения. Ведь современному человеку, приходящему из мира сего, а значит, крайне секуляризованному, непонятно, зачем нужны жертвы, ему непонятно, что такое служение, ему непонятно, что такое священство. Это бывает непонятно даже многим священнослужителям, рассуждающим если уж не прямо по-язычески, по логике жрецов, то в лучшем случае по-ветхозаветному. И вот поэтому нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно воспоминать святых как тех, кто как раз отдал себя Богу до конца, кто отдал Ему свое сердце. Иногда это означало для них вместе с ним отдать и свою жизнь, отдать свою кровь, отдать свое имущество, отдать своих ближних — отцов и матерей, жен и детей, что всегда так трудно человеку в этом мире дается. Иногда это означало что-то иное, какие-то иные добровольные жертвы, добровольный уход из мира сего с его удобствами, но и с его соблазнами, с его комфортом, но и с его ужасом, с его самоубийственным ужасом и страхом. Иногда это означало еще что-то. Иногда люди отказывались от мирской логики, от здравого смысла и не боялись быть белыми воронами, юродивыми в этом мире, зная, что у Бога мудрость такова, что она не вмещается в этот мир. Иногда святость означала для кого-то возможность принять свыше Дух, чтобы пророчествовать или созерцать божественную Истину так, чтобы она открывалась им наиболее полно. Иногда святость означала просто верность и веру, простоту голубиную или мудрость змеиную.
Мы с вами должны все это знать. Нет ни одного подлинного святого, который бы не достиг этого, ибо святой, по самому смыслу этого слова, — это тот, кто предан Богу, кто отдал себя Богу до конца. День Всех святых — это день знаемых и незнаемых нами святых. Есть прозрение, все более укрепляющееся в нас, что незнаемых святых даже значительно больше, чем знаемых, и что среди знаемых, наоборот, могут быть люди сомнительной святости. Да, среди тех, чьи имена зачислены в святцы, есть люди, которых стыдно ставить в пример другим христианам. Может быть, они показывали пример в политической жизни, в строительстве нации, государства, общества и культуры, но они не предали себя Богу до конца, поэтому они могли даже убивать людей, борясь то за это общество и государство, то за ту форму и формулу веры, которые приняли от своих отцов. Вот почему нам всегда нужно вникать в духовный смысл того, что нам предлагается видеть, — не просто смотреть, а именно видеть своими духовными очами, того, что нам предлагается слышать как имеющим ухо, а не просто слушать.
Пусть же, дорогие братья и сестры, этот день будет для нас днем радости и веселья, будет залогом счастья, ибо святость и есть счастье всякого человека. Кто будет спорить с тем, что счастлив тот, кто ближе к Богу? Он и самый первый, он и самый богатый (корень — бог-), он и самый добрый, и самый светлый. Всякое другое счастье есть счастье фальшивое, ведь все роды земных удовольствий не просто преходящи и потому плохи, — они не дают счастья, поскольку несут с собою нечто совершенно другое, всегда имея в себе темную, оборотную сторону. Мы часто об этом забываем, ибо мало чем отличаемся от людей мира сего, какие бы одежды мы ни носили, какие бы Символы веры ни повторяли, какие бы книжки ни читали, в какие бы храмы ни ходили.
О, если бы мы могли жить всегда во свете святыни Божией, во свете Божьей святости! Стать святым нужно каждому, кто хочет начать служить, начать священнодействовать, начать царствовать. Большинство людей по природе таковы, что они завидуют царям и священникам, но в Церкви Христовой этот дар дан всем, кроме тех, кто к Церкви имеет отношение лишь косвенное или вовсе не имеет отношения к ней, хотя об этом, может быть, и сам не знает.
Будем же благодарить Бога за Его дары. Будем искать святости и святых, ибо только у них можно научиться пути жизни, — никто другой научить ему нас не сможет. Пусть каждый знает, что день Всех святых — это также день Церкви, как и недавний день Пятидесятницы, но Церкви служащей, т.е. священствующей, и царствующей, и стремящейся к откровению полноты Небесного Царства, полноты правды, мира и радости во Святом Духе.
Аминь.
24.06.00