Сим победиши!
Открывая предыдущий номер журнала, мы выражали надежду, что «акт примирения», заключавшийся в снятии прещений со свящ. Георгия Кочеткова и двенадцати его прихожан, станет шагом к дальнейшему установлению в нашей церкви столь необходимого ей внутреннего мира. К сожалению, как показывает жизнь, пока этого не происходит. По сути дела ситуация осталась той же, что и до снятия прещений, только теперь она сосредоточилась персонально на о. Георгии.
Об этом красноречиво говорят последние события. О. Георгий уже незаметно удален из тех храмов, в которых патриарх Алексий II благословил ему сослужить до решения богословской комиссии, а со стороны некоторых священников поступила и новая угроза — организовать письмо, в котором московские клирики как бы выразили бы патриарху свой отказ сослужить с «неудобным» священником. А в начале июля в Алма-Ате три священника были запрещены в служении за «ересь неообновленчества-кочетковщины», с двоих из них был сорван крест, после чего все епархиальное собрание пропело: «Анафема». Духовенство епархии подписало «Постановление» с просьбой к предстоящему Архиерейскому собору «дать каноническую оценку практике церковной жизни, имеющей место в московской кочетковской общине»См. «НГ-религии» 28.06.2000, № 12 (58). С. 1—2.. Все это, а также некоторые публикации в СМИ заставляют думать, что и работа богословской комиссии, разбирающей труды о. Георгия, жестко направлена на подготовку таких же решений.
Поэтому мы начинаем этот номер открытым заявлением свящ. Георгия Кочеткова, в котором он, во избежание недоразумений, прямо высказывает свою церковную позицию, т.к. произнося его имя, церковные люди сегодня часто подразумевают многое и разное, всегда, однако, ни в чем не соответствующее действительности.
Делая этот шаг, мы не просто защищаем нашего главного редактора. Ведь, как показали события в Алма-Ате, борьба за анафематствование о. Георгия Кочеткова тут же переходит в осуждение митр. Сурожского Антония и других достойных людей. К сожалению, можно с уверенностью сказать, что и этим дело не закончится: если на Архиерейском соборе (или даже после него) такое осуждение все-таки состоится, это неизбежно откроет дверь наступлению мракобесия на все живое в нашей церкви, а сама она «изнутри» получит тяжелейший удар, от которого еще не скоро оправится.
Большинство других материалов этого номера также внутренне связаны с происходящими событиями. Это несколько проповедей о. Георгия, также отражающих его церковную позицию, и статьи Давида Гзгзяна и Павла Гаврилюка, посвященные развернувшейся в прессе полемике о достоинстве опубликованных о. Георгием трудов.
С сегодняшней церковной ситуацией оказался внутренне связан и раздел «Богословие и философия». Одна из последних работ протопр. Николая Афанасьева «Учение о коллегиальности (со стороны православного)», впервые публикующаяся по-русски, помогает увидеть и верно оценить экклезиологические сдвиги нашего времени, а статья Семена Зайденберга, посвященная недавним событиям в Санкт-Петербурге, показывает, к чему может в самое ближайшее время привести крайний клерикализм и нечувствительность к тем экклезиологическим и каноническим проблемам, исследованию и прояснению которых посвятил свою жизнь этот великий русский богослов и канонист.
В разделе «Экуменический и нехристианский опыт» мы продолжаем тему «Христианство и история». В отрывке из большой работы известного католического деятеля Патрика де Лобье история предстает перед нами в свете ее конца. Увиденное таким образом, христианство оказывается путем к окончательной победе Христовой, победе Креста.
И здесь мы должны сказать, что, несмотря на сгущающиеся тучи, сквозной темой этого номера неожиданно даже для нас самих стала тема христианской победы. Ее проповедует в самом начале журнала о. Георгий Кочетков, о ней размышляет Патрик де Лобье, ее вы увидите в материале раздела «Духовные размышления», о ней же, наконец, свидетельствует в своем интервью, оказавшимся своеобразным пророческим итогом этого номера, прот. Сергий Гаккель, говоря о происходящих и еще только грядущих в нашей церкви событиях: «Может произойти крестная победа!», «христианство здесь испытывается как путь, и путь к победе».
Мы надеемся, что материалы этого номера помогут всем нам укрепиться в противостоянии внутреннему и внешнему злу и одержать единственную подлинно христианскую победу — ту, о которой говорит Сам Господь: Крестом и Истиной.
Редакция журнала