Известия из Екатеринбургской, Томской и Рижской епархий
Екатеринбург
Как сообщила газета «НГ-религии»«НГ-религии» от 15.07.98., с. 3., 26 июня с.г. епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном со свящ. Олега Вохмянина снято пожизненное запрещение с священнослужении, ранее наложенное на него в связи с «упорным нежеланием способствовать развенчанию опасных и еретических заблуждений» о. Александра Шмемана, о. Иоанна Мейендорфа, о. Николая Афанасьева и о. Александра МеняСм. «Православная община» № 45, (№3 за 1998 г.), с. 123–124.. По сведениям газеты, после запрещения о. Олег писал прошение на имя Святейшего Патриарха, в котором подчеркивал, что он «еретиком не был и, с Божьей помощью, никогда не станет». Как предполагает газета, помощь пришла именно из Патриархии: «Если это так, то история с восстановлением в сане о. Олега является первым за долгое время и весьма отрадным случаем успешного «печалования» обиженного епископом священника высшему церковному лицу — Патриарху». Нельзя не отметить однако, что нечто подобное произошло чуть раньше в Томске, и снятие прещений в том и в другом случае больше было связано, видимо, с широкой оглаской, которую получило в средствах массовой информации произошедшее в этих двух епархиях.
***
Томск
Как уже известно, по ходатайству Управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия епископом Томским и Асиновским Аркадием со священника Александра Классена и диакона Романа Штаудингера были сняты наложенные им запрещения в священнослужении (при этом с запретом продолжать служение на территории Томской епархии)См. Никита Струве. О «самопреследовании» в Русской церкви, «Вестник РСХД» № 177 (I-II — 1998), с. 257, а также «Православная община» № 43, (№1 за 1998 г.), с. 93–96, и № 45 (№3 за 1998 г.), с. 115–123.. Теперь руководство епархии настаивает, под угрозой новых прещений, на срочном выезде этих клириков из Томской области, а также на прекращении освещения происходящего в СМИ. Клирики подчинились этому: о. Александр перешел в Новосибирскую епархию, а диакон Роман — в Красноярскую. Публикуем соответствующие документы.
от 03.07.98
Диакону Роману Штаудингеру
Епархиальный совет считает необходимым предупредить Вас о необходимости скорейшего поступления в клир выбранной Вами епархии для продолжения церковной жизни и литургического общения.
Ваше дальнейшее пребывание на канонической территории Томской епархии, посещение храмов областного центра вносит смущение в среду верующих и провоцирует всевозможные кривотолки. Потому ради мира церковного и спокойствия рекомендуем Вам ускорить решение вопроса о месте Вашего дальнейшего служения.
Московская Патриархия пребывает в недоумении по поводу Вашего столь продолжительного неустройства.
В противном случае к Вам будут предприняты меры церковного прещения.
Протоиерей Николай Яськов, протоиерей Богдан Бида, протоиерей Олег Безруких, иерей Евгений Воронков, иерей Александр Атаманов, священноинок иерей Сергий Гимбатов, священноинок иерей Иоанн Свистелин, протодиакон Владимир Марков, священноинок иерей Варфоломей Егоров, иерей Святослав Зулин
03.07.98
Фасту Вильгельму ГенриховичуВ. Фаст — известный правозащитник, председатель Томской областной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, тесть этих священнослужителей.
Сегодня, 3 июля 1998 года, Епархиальный совет имел суждение о Вашей статье в газете «Томский вестник» от 30 июня 1998 года «На епископа можно жаловаться». Изложенное Вами видение внутрицерковной жизни Томской епархии и ее архиерея, методично навязываемое верующим и томичам через средства массовой информации, вызывает не только возмущение, но и вынуждает нас обратиться непосредственно к Вам со словами увещевания и предупреждения.
Учитывая неоднократные удары с Вашей стороны по авторитету Православия на Томской земле, умышленную дестабилизацию и возмущение церковного мира, распространение клеветы на правящего архиерея и ложной информации о епархиальной жизни, напоминаем Вам об ответственности перед Богом и личной совестью. Призываем Вас, без лишней амбициозности, внимательно пересмотреть свою позицию, осознать ее греховность и пагубность, и принести покаяние перед епископом и смущенной Вами томской паствой.
В противном случае, при повторении подобных фальсифицированных публикаций, Епархиальный совет обратится к Правящему епископу с настоятельной просьбой отлучить Вас от церковного общения.
(Те же подписи)
***
Латвия
В статье Никиты Струве, опубликованной в последнем, 177-м номере редактируемого им парижского православного журнала «Вестник РХД», говорится, что «практика запрещений без расследования и суда распространилась и на другие епархии Российской Церкви. В Латвийской епархии был запрещен по идеологическим причинам о. Владимир Вильгерт, ученик известного старца о. Тавриона (Батозского) (подчинившись запрещению, служит псаломщиком в пустыньке покойного о. Тавриона)»См. Никита Струве. О «самопреследовании» в Русской церкви, «Вестник РСХД» № 177 (I-II — 1998), с. 257.. Православный радиожурнал на волнах Би-Би-Си «Воскресение» (редактор — прот. Сергий Гаккель) сообщил, что этот священник, один из немногих, служащих на латышском языке, был обвинен в раскольнической деятельности.
О. Владимир, бывший благочинный Лиепайского округа, был известен своей деятельностью по созданию евхаристической общины и катехизической работой с молодежью и интеллигенцией, в том числе латышской, для чего на богослужении частично употреблял латышский и русский языки. Бывшие прихожане утверждают, что он пострадал именно за это и за «связь со свящ. Георгием Кочетковым».
После огласки случившегося в СМИ в июле с.г. запрещение было снято архиепископом Рижским и всей Латвии Александром, но при этом о. Владимир изгнан со своего прихода и отправлен в отдаленный приход вторым священником.