О «Херсонском деле»
Письмо клириков Свято-Сретенского храма города Херсона Херсонской и Таврической епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата от 21 июля 1997 года
Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины от клириков Свято-Сретенского храма города Херсона
Копии: членам священного Синода Украинской Православной Церкви; Преосвященнейшему Иову, епископу Херсонскому и Таврическому
Ваше Блаженство, досточтимый Владыка Владимир!
Мы весьма огорчены решением Священного Синода Украинской Православной Церкви на заседании от 15 апреля 1997 года одобрить запретительную санкцию Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского, управлявшего Херсонской епархией (указ № 13 от 23 января 1997 года), объявившего нас, клириков Свято-Сретенского храма, вне священного сана.
Указ этот много раз зачитывался в храмах Херсонско-Таврической епархии; о происшедшем извещена светская общественность области неоднократным выступлением владыки на страницах газет и телевидении, называвшего нашу общину «сборищем протестантско-католическо-коммерческим» (??!).
Странно как-то все это. Руководством церкви, которое призвано Самим Богом воплощать любовь и доброту, справедливость и честь, игнорируются самые элементарные нормы законности. Трудно даже поверить, что Церковный суд мог проходить не только без адвоката, но и без подсудимых (!!!). Более того — без предварительного следствия — ни один человек, так или иначе представляющий Синод, так и не появился в нашем храме с тем, чтобы на месте разобраться в сути дела, допросить. Даже телефонных звонков не было. Оказывается, достаточно было использовать частное письмо настоятеля Иоанна Замараева, в котором он откровенно поделился лично с Вами, даже не как с Митрополитом, а как с простым человеком, смелыми размышлениями о путях выхода церкви из состояния сегодняшнего кризиса, чтобы Церковный суд вынес обвинительный вердикт. Конечно, могут сказать, что письмо протоиерея Иоанна было «анализировано» архиепископом Полтавским и Кременчужским Феодосием и представителем Киевской Духовной Академии и через письмо выявлены неправодействия, совершающиеся в нашем храме, но ведь нами, клириками Свято-Сретенского храма, в открытом письме на Ваше имя (от 1 января 1997 года) показана полная несостоятельность обвинений в наш адрес и никакого ответа, опровергающего наши объяснения, или новых аргументов против «нововведений» в нашем храме не было со стороны Синода. Да и являются ли нововведениями те пункты, в которых мы обвиняемся?
Вечерняя литургия по пятницам? Это практика Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Возрождение древней и общехристианской традиции исповедоваться заблаговременно до Причастия принадлежит приснопамятному владыке митрополиту Никодиму (Ротову), а также ныне здравствующему митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, который в свое время, будучи ректором Ленинградской Духовной Академии, поощрял эту практику среди студентов.
Литургия в редакции для детей? Это давняя практика в некоторых московских храмах, проводимая, в частности, отцом Георгием Кочетковым — ректором Свято-Филаретовской высшей православно-христианской школы и Александром Борисовым — настоятелем храма свв. Космы и Дамиана города Москвы и пр. Собственной персоной совершает «детскую» литургию и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.
Редакция и переводы на современный русский язык богослужебных текстов? Это постановление «Поместного собора Русской Православной Церкви 1917–18 годов, принявшего программу церковно-приходских и богослужебных реформ с рекомендацией использования в богослужении живого русского языка… Деяния этого собора остаются авторитетными для нашей церкви, их никто не отменял, хотя и не всегда была возможность ими прямо руководствоваться». (Язык Церкви. Вып. 1. Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа. М., 1997. С. 15 ).
Использование органа за богослужением? Но это тоже не ново. Даже если не апеллировать к древнему христианству, можно упомянуть, что еще в дореволюционное время в одном из православных храмов Санкт-Петербурга использовался орган. В недавнее время, как сообщил мне в переписке архиепископ Анатолий Керченский, викарий Сурожской епархии, на территории США на приходах Греческой церкви много трудились в стремлении ввести орган в традицию Восточного Православия. К сожалению, труды эти неплодотворны, т. к. задача непроста — большинство людей в подобных вещах консервативны и, будучи воспитаны в пении a capella, с трудом воспринимают изменения. Блаженной памяти покойный патриарх всея Руси Пимен в актуальном интервью итальянскому журналисту Алчесте Сантини накануне празднования 1000-летия Крещения Руси на вопрос почему не используются музыкальные инструменты в богослужении?», ответил: Отсутствие музыкального сопровождения при исполнении богослужебных песнопений… является исторической и культурной традицией Христианского Востока, уходящей в глубокую древность… Однако, мы понимаем духовную ценность других форм, сложившихся в иных культурных традициях, например, использование органа Западными Церквами или народных инструментов христианами Африки. Богослужение общины или Церкви всегда отражает ту местную культуру, в которой выросли и воспитались верующие. В этом разнообразии форм мы видим не противопоставление или противоречие, а взаимодополнение и взаимообогащение…
(Журнал Московской Патриархии, № 7, 1990).
Вот, собственно говоря, и все пункты, которые архиепископ Иларион в указе № 115 от 24 декабря 1996 года наименовал «антиканоническими и еретическими».
Несостоятельность обвинений в наш адрес очевидна не только для мало-мальски образованных пресвитеров и мирян, но и для людей нецерковных. Храм наш остается действующим. Количество прихожан не уменьшилось. Мы продолжаем по-прежнему совершать богослужения и требоисполнения. В школах преподается православное вероучение. Функционирует церковная библиотека. В детской областной больнице, как и ранее, открыта часовня от нашего храма. Работает бесплатная благотворительная кухня. Разве что люди некоторые опечалены, смущены бумагами, распространявшимися архиепископом, уверявшим всех, что мы лишены им священного сана. Но так ли это на самом деле?
Наверное, имеет смысл вспомнить тексты правил, на которые сослался Иларион в своем указе № 13 от 23 января 1997 года.
Итак, 28-е Апостольское правило гласит:Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служению, некогда ему порученнаго: таковый совсем да отсечется от Церкви
. Разве не ясно здесь говорится, что речь идет о «праведно, за явные вины изверженного…», а не о том, с кем по каким-то причинам не согласен епископ. Ведь нами по существу не нарушено ни одного церковного правила. Далее, 38-е правило Карфагенского собора: Угодно всему собору, чтобы отлученный за свое небрежение от общения, епископ ли, или кто бы то ни был из клира, во время отлучения своего, прежде выслушания оправдания его, дерзающий приступати к общению, признаваем был произнесшим сам на себя приговор осуждения
. Это правило действительно могло казаться двусмысленным, если бы не было на него толкования авторитетнейшего в нашей церкви канониста Федора Вальсамона, который в «Алфавитной синтагме» пишет: Отлученный не по причине, признанной божественными правилами, а по безрассудному желанию отлучившего, без опасности может пренебречь отлучением, и скорее должен подвергнуться наказанию тот, кто отлучил: ибо если епископу дано будет право благовременно или неблаговременно (необоснованно) отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных — бояться неблаговременного отлучения и выполнять его, — то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом, божественные правила сделаются причиной многих бедствий, что есть верх нелепости. Потому-то и говорит правило с ограничением:"Если кто отлучен за небрежение, то есть за грех, который запрещают божественные правила. То же говорит и божественный Дионисий Ареопагит в послании: …ибо Божество не преклоняется безрассудными стремлениями священников"
.(Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996, сс. 87–88).
Архиепископ Иларион, под страхом отлучения от Церкви, многократно призывал херсонцев не посещать наш Свято-Сретенский храм. Его призывы оказались тщетными. Херсонцы любят этот храм и ожидают вместе с нами восстановления правды. Мы понимаем психологическую сложность возникшей ситуации. Изменить решение Синода — это признать собственную ошибку, а это всегда трудно. И однако, это благороднее, чем настаивать на правоте, которая таковой не является.
Мы живем в век бурного развития коммуникаций. И если в былые времена для обнаружения неправды надобились столетия, то ныне суд истории вершится гораздо быстрее — он свершится, скорее всего, при нашей жизни. Посему мы, клир Свято-Сретенского храма, просим Вас, Владыка Владимир, вдохновить членов Священного Синода на пересмотр позиции в отношении к нашей общине, выраженной в журнале № 26 от 15 апреля 1997 года. Мы верим в мужество и правдолюбие всех членов Священного Синода.
Настоятель Свято-Сретенского храма протопресвитер Иоанн Замараев
Клирики: протопресвитер Петр Замараев, протопресвитер Алексий Алексеенко, иерей Игорь Шевченко, протодиакон Сергий Зырянов, регент Стефан Галуненко
21 июля 1997 года
Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископу Херсонскому и Таврическому Иову от 23 июля 1997 года (№ 3497)
Ваше Преосвященство!
Отвечая на письмо Вашего предшественника по кафедре, Высокопреосвященнейшего архиепископа Илариона, от 9 июня 1997 г., в котором сообщалось о самочинных изменениях церковной жизни, предпринятых группой бывших клириков Вашей епархии, во главе с лишенным священного сана Иоанном Замараевым, выражаю поддержку каноническим прещениям, наложенным на них во исполнение решения Священного Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 1996 г., ибо мир и единство Церкви Христовой есть величайшая святыня, посягать на которую не должно превратно ревнующим о благе церковном.
Сообщаю также, что бывший священник Иоанн Замараев не обращался в Московскую Патриархию с просьбой о переходе в ее непосредственное подчинение, поэтому его утверждения об этом не соответствуют действительности. К сожалению, священноначалие Русской Православной Церкви не всегда имеет полную и своевременную информацию о жизни украинских епархий, что нередко приводит к возникновению подобных недоразумений.
Сердечно желаю Вам, дорогой Владыко, изобилия милостей Божиих в совершении Вашего архипастырского служения на благо святой Церкви Христовой, претерпевающей новые искушения, но неизменно оберегающей дарованную ей Господом истину от всего, по словам святителя Филарета (Дроздова), «несообразного с достоинством Восточной Кафолической Церкви, с ее чистою древностию и древнею чистотою».
С любовью о Господе,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
23 июля 1997 года
Письмо клириков Свято-Сретенского храма города Херсона Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 21 августа 1997 года
Ваше Святейшество!
19 августа сего года, в день праздника Преображения Господня, в Херсонском кафедральном соборе Святого Духа было оглашено Ваше первосвятительское послание Преосвященнейшему Иову, епископу Херсонскому и Таврическому (от 23.07.1997 г. № 3497), содержащее суждения относительно запретительных санкций митрополита Илариона, до недавнего времени управлявшего Херсонской кафедрой и объявившего меня и клир Свято-Сретенского храма вне священного сана, с одобрения Священного Синода Украинской Православной Церкви. Из текста Вашего ответного послания явствует, что Высокопреосвященнейший Иларион в письме от 9 июня 1997 года дезинформировал Ваше Святейшество, заявив о том, что якобы я объявил «ставропигиальность» нашего храма и мою непосредственную подчиненность Московской Патриархии. Это неправда. И несоответствие этого действительности могут подтвердить не только клир, и даже не только община нашего храма. Поскольку данный конфликт был вынесен Владыкой Иларионом через телевидение и иные средства массовой информации за пределы «церковной ограды»; а, к сожалению, и мне также приходилось выступать с ответными объяснениями перед общественностью, то безосновательность подобных обвинений, инкриминированных мне митрополитом, могут подтвердить десятки, если не сотни тысяч людей.
Вопрос о возможном переходе в Ваше непосредственное Первосвятительское подчинение действительно обсуждался в нашей общине в 1991 году, когда шел обвальный процесс ухода приходов на Украине в раскол и мы не были уверены, что Церковная структура Московской Патриархии будет сохранена на нашей земле. Еще тогда мы решили сохранить в советском регистрационном уставе старое наименование нашей общины — «Русская Православная Церковь», а также внести изменения, в перспективе упрощающие процесс возможного перехода в «ставропигию» с гражданско-правовой стороны, на тот случай, если светские власти Украины будут чинить к этому препятствия. Но это лишь момент, определяющийся в светско-юридическом пространстве и нисколько не имеющий отношения к церковной жизни прихода. Именно так к особенностям нашей регистрации относился в течение 5 лет и Владыка Иларион, вплоть до сего года. Более никаких разговоров на эту тему не было, а если и будут, то не ранее провозглашения автокефалии Украинской Православной Церкви.
К сожалению, мы не обладаем копией письма митрополита Илариона на Ваше имя и поэтому не можем знать — одна ли это «неточность» или их значительно больше, хотя и в свете первого неудивительно, что Ваше Святейшество выразило «поддержку каноническим прещениям…».
Немногим ранее, 10 августа сего года, воскресное богослужение в нашем Свято-Сретенском храме города Херсона посетил протоиерей Виктор Петлюченко. У нас состоялась беседа, в которой отец Виктор выразил скорбь о сложившемся недоразумении между нашей общиной и епархиальными властями и призвал проявить добрую волю и все силы для того, чтобы преодолеть разделение. Протоиерей Виктор не стал поносить наши начинания, квалифицировать их как «антиканонические» и «антицерковные», а оценил их как дело благое и полезное в нынешнее время, хотя и поставил на вид то, что мы стали практиковать нововведения без Вашего Первосвятительского благословения. Поступили мы так не по пренебрежению к Вашему Святейшеству, а по искреннему убеждению, что любые начинания, не противоречащие церковным канонам и которые помогают приходить к Богу, Вами приветствуются и поощряются. Христос говорил, что дерево познается по плоду
(Мф 12: 33); плод же нововведений, в которых мы обвиняемся — это то, что всего за несколько лет община нашего храма из самой малочисленной в городе выросла в самую многочисленную, молодую и влиятельную. И если раньше можно было сомневаться — принесут ли новшества пользу, сработают ли, то сейчас можно уже с твердой уверенностью сказать «да». Если, действительно, заручившись в свое время Вашим Первосвятительским благословением, я мог избежать все нестроения, которые мы так глубоко переживаем в настоящее время, то, конечно, я виновен и готов понести наказание, восстанавливающее единство в Церкви.
Поэтому, припадая к Вашим Первосвятительским стопам, смиреннейше прошу простить за самоволие, разрешить запретительные санкции мне и клиру нашего храма и благословить нас на дальнейшие пастырские труды, учитывая и применяя миссионерский опыт нашей общины.
Вашего Святейшества смиренный послушник
протопресвитер Иоанн Замараев
21 августа 1997 года
P.S. При сем прилагаю копию письма Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины от клириков Свято-Сретенского храма города Херсона.