Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (Мф.22,1–14)
Наставляя народ, как надо приготовлять себя к Царствию Божию, Господь Иисус Христос поучал притчами. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу, в которой Спаситель говорит, что Царство Небесное подобно человеку царю, который устроил брачный пир для своего сына и послал слуг звать гостей на пир. Но те не хотели прийти. Он снова послал пригласить их, но они, занятые, кто семейными делами, кто торговлей, кто работой в поле, не только не пошли, но еще и оскорбили, обидели посланных слуг и даже убили некоторых из них. Царь разгневался и наказал их. А слугам сказал: «Так как званые не были достойны, то идите повсюду, на перекрестки дорог, и зовите всех на мой пир». Слуги собрали отовсюду всех, кого только нашли, и брачный чертог наполнился. Но вот, когда вошел царь и увидел одного человека, одетого не в брачную одежду, то обратился к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» и велел слугам своим удалить его с пира, «ибо, — добавил Господь, — много званых, но мало избранных».
Такова притча, предложенная нам в евангельском чтении. Притча эта глубоко содержательна и поучительна. Царь, устроивший пир, — Бог. Брачный пир — Царствие Божие, уготованное Им ради Своего Единородного Сына. Приготовлено оно для ангелов и людей. Ангелы в нем уже блаженствуют, непрестанно видя лицо Царя Небесного
(Мф 18:10). Людей Господь хочет также ввести в это Царство не насильно, не принуждением, но по доброй воле Он зовет их прийти к Нему (Мф 11:28). Зовет Господь и голосом совести, и через Церковь Свою, через пророков и апостолов, пастырей и учителей Церкви.
Господь сперва послал звать избранный народ Божий, который должен был стать основателем Царствия Божия на земле. Но этот избранный народ, в большинстве своем занятый земными интересами и ожиданиями, не захотел прийти на царский пир, не захотел войти в это Царствие Божие, и даже многих из посланных — пророков — оскорблял и убивал, потому что этот званый народ не того ожидал. Ему хотелось многого, хотелось соответственно своим пристрастиям. Народ не был доволен, а в душе он сознавал, что у него нет «брачной одежды», он не чувствовал себя подходящим для этого Царствия и негодовал.
Царь за оскорбление и поругание наказал званых, не пришедших, и повелел пригласить на пир «с распутий», иначе говоря, Господь повелел обратиться ко всем народам языческим, ко всем — добрым и злым, богатым и бедным, и всех звать в Свое Царство. И наполнился пир. Вошли в Царство Божие, в Церковь Христову все званые.
Но «много званых, а мало избранных». Пришли и такие, которые увлекались внешне, а в действительности тоже не подходили для этого Царства, так как были «не того духа». Не все призванные на пир разделят его с Женихом, а только те, кто окажется достойным. Не все наследуют Царствие Божие, а только те, кто будет иметь «брачную одежду», кто будет облачен добрыми делами, кто будет обладать духом Христовым, у кого мысли и желания будут не свои, а сообразные с волей Божией.
Мы здесь, в Церкви Христовой, как бы в преддверии пира, а самый пир, вкушение блаженства, начинается там, у Господа, после того, как Он Сам придет на пир и проверит званых — все ли они достойны. И недостойные будут изгнаны вон, «во тьму».
Те, кто останется в Царствии Божием, будут во «свете», в лицезрении Господа испытывать неизреченное блаженство. А те, кто недостоин, окажутся в удалении от Господа, «во тьме», во мраке душевном, а отсюда и скорбь невыразимая, и страдания. И это не только потом, но уже и теперь: избранные и теперь уже обладают душевным миром, а просто званые — лишь внешне христиане, а по духу — язычники, так как преисполнены злобы, вражды, ненависти.
Пока есть еще время, пока еще не поздно, пока Господь зовет нас на брачный пир, поспешим соткать себе брачную одежду для этого пира, одеть душу свою добрыми делами любви и милосердия, чистоты и правды! Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!
Аминь.