О субботе, воскресном дне и законе
Одним из главных упреков адвентистов седьмого дня в адрес других христиан является утверждение о якобы забвении «историческими» церквами четвертой заповеди «Помни день субботний» и замене заповедей Божией преданием человеческим, выразившемся в переносе дня покоя на воскресенье. Я попытаюсь изложить православное понимание этого вопроса и то, в чем адвентисты неверно понимают Священное писание.
1. Учение Нового Завета о преходящем характере закона
1.1. Синайское законодательство как условие завета
Как известно, Священная история есть ряд заветов Бога с человеком:
1). Завет с Адамом в Эдемском Саду (Быт 2:15–17)
2). Завет с Ноем. Обещание, что потопа больше не будет; дозволение есть плоть в пищу; обещание взыскать за неправедно пролитую кровь и т.д. (Быт 9:1–9)
3). Завет с Авраамом (Быт 12:2, 17:4–14)
4). Синайский завет с вышедшим из Египта народом (Исх 24:4–8, 12)
5). Завет с Давидом. Обетование, что Мессия (Христос) будет его потомком (2 Цар 7:16)
6). Новый завет со Христом, заключенный на Голгофе.
Закон есть условие четвертого завета (Гал 3:17–19) и необходимость его соблюдения подтверждается при даровании Давиду обетования о происхождении Христа из чресл Давидовых (Пс 88:30–33)
Отличие четвертого завета от предыдущих заключается в том, что этим заветом Израиль обещает быть таким народом, у которого Господь (Господин) есть Бог.
Главное в четвертом завете то, что Израиль становится, так сказать, «вассалом Божиим» (люди, взятые в удел
(Исх 19:5)), а Бог есть единственный истинный Царь Израилев. (И будете Мне народом, а Я буду вашим Богом
(Иер 11:4)) Цель четвертого завета состоит в создании истинно теократического общества, т. е. сообщества людей, над которыми правителем является Сам Бог. А раз речь идет о сообществе людей, то ставится вопрос о том, как же этому обществу жить так, чтобы Бог воистину был его Господином (Господом, Царем).
Народ приносит своему Царю вассальную присягу, Царь же подданным законодательство, которое они должны исполнять.
Так как Царь (Господь) Израиля есть Бог, то в этом законодательстве гражданские и уголовные установления не отделяются от того, что бы мы назвали богослужебным уставом, или культовым законом. Это весьма логично: в законе, данном земным царем, тоже может не отделяться гражданское и уголовное право от придворных церемоний.
В законодательстве любого государства можно выделить основной закон (конституцию), имеющий среди всех законов особый статус (т. к. он выражает в себе принципы государственного строительства). Такой же конституцией Моисеева закона являются и десять заповедей.
Ветхозаветному израильтянину необходимо исполнять закон не просто потому, что законом познается грех
(Рим 3:20), но и потому, что он «подданный» (на более привычном языке — «раб») Божий, гражданин Царства, в котором правителем является Бог.
1.2. Учительная и назидательная роль закона
Кроме этой роли закона как условия Синайского завета, которая продолжала действовать до заключения Нового завета со Христом для всего Израиля, у закона была еще одна роль — учительная и назидательная. «Поучаясь в законе», ветхозаветный иудей познавал мудрость Творца. В псалме 118 в значительной степени речь идет об этой второй роли закона.
Эту же вторую роль закона имел в виду апостол Павел, когда говорил, что законом познается грех. Это же он имел в виду, когда писал во Втором послании к Тимофею, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности
(3:16) Речь здесь идет о писаниях Ветхого завета, так как собрания новозаветных книг во всей его полноте тогда еще не существовало.
1.3. В Новом завете закон перестал быть условием завета
Говоря на Тайной Вечере о Новом завете, который Он должен заключить вскоре, Христос ни слова не упомянул о законе. Это и не удивительно: если Ветхий завет был заветом взятия в подданство, то Новый завет есть завет усыновления Богу (Гал 4:4–7) Итак, Христос вывел нас из-под юрисдикции Моисеева закона, так как мы теперь находимся с Богом не в отношениях «подданный — царь» (на языке Библии «раб — господин»), а в отношениях «сын — отец». Искупление, совершенное Христом, делает ненужными юридические отношения (а где закон, там и юридизм) между человеком и Богом. Поэтому говорится, что «мы не под законом, но под благодатью» (Рим 6:14) Это, безусловно, не означает, что мы, не связанные «игом закона», можем теперь делать все, что вздумается: грех остается грехом. Просто в семье конфликты разрешаются иначе, чем в государстве.
1.4. Учительная и назидательная роль закона сохраняется
Собственно, этого не отрицает и апостол Павел (см. раздел 1.2). Выход закона из юридического действия не обязательно превращает его во что-то совсем не нужное: например, римское право не применяется ни в одной стране, но все студенты-юристы изучают его как образец, хотя и не применимый во всех своих частностях к нашему времени.
Ошибка адвентистов в их отношении к закону состоит в том, что они путают эти два аспекта закона. Обычное возражение адвентистов на утверждение, что закон отменен: «Ну что же, теперь можно убивать, прелюбодействовать, обманывать, кланяться иным богам и т. д.?» Дело в том, что все это так или иначе было мерзостью пред Богом и до закона (Рим 5:13) Это можно понять, читая книгу Бытия, посвященную дозаконному периоду. Просто в связи с принятием Израилем на себя ига закона такие дела стали караться не только божественным судом, но и человеческому суду было вменено в обязанность пресекать это.
Когда адвентисты упрекают, например, православных, что те непоследовательны в «отмене закона», это опять происходит из смешения адвентистами двух ролей закона: мы относимся Моисееву, как бы как юристы к римскому праву — юридически он для нас не действует, а поучительности его никто не отрицает.
Кроме того, в качестве мерила нашего отношения к Богу и ближнему есть принцип: «Люби Бога и люби ближнего». Известно, что на этих двух столпах стоят весь закон и пророки, и исполнивший это — исполнил весь закон. Просто при заключении завета между Богом и Израилем с последнего нельзя было брать столь неконкретное обязательство: закон должен быть жестко формализован, чтобы нарушитель не мог избежать кары закона, пользуясь отсутствием конкретных формулировок.
В условиях же Нового завета этика строится на этих двух заповедях. Они действительно достаточны для обличения в грехах, если обличаемый не настолько жестоковыен, что разговаривать с ним надо уже «не по-человечески, а в официальном тоне». Бог, усыновив нас Себе, надеется на нашу сыновнюю признательность. Напротив, Ветхий завет допускает, так сказать, и «официальный» тон разговора Бога с человеком — в меру жестоковыйности последнего.
1.5. Причины отмены Моисеева законодательства
Апостол Павел сказал (Гал 3:19), что закон дан до времени пришествия семени, к которому относится обетование, т.е. Христа. Не обращать внимания на это явное свидетельство Священного писания нельзя.
Дело в том, что в Новом завете между человеком и Богом устанавливаются отношения усыновления (Дети! Мы теперь дети Божии…
(1 Ин 3:2); В Нем и мы сделались наследниками…
(Еф 1:11) и т.д.). Усыновление, как установление более тесной связи между человеком и Богом, отменяет вассальные отношения между ними, условием которых был закон. В Новом завете сообщество верующих — Церковь — называется не только «народом Божиим», «людьми, взятыми Богом в удел», как в Ветхом, но и, дополнительно к этому, «Телом Христовым».
Но, утверждают адвентисты, как же может быть хоть что-то в законе изменено, если Христос говорил, что «не нарушить закон пришел Он, а исполнить» (Мф 5:17) и ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все
(Мф 5:18) Здесь адвентисты противоречат сами себе, утверждая, что по крайней мере богослужебный устав с кровавыми жертвами отменен, так как жертвы указывали на Голгофскую Жертву, уже принесенную. Значит, йота все-таки прешла… А как же насчет обрезания? Обрезание явно отменено как обязательное условие вхождения в завет (Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
(Гал 5:2)), но эта логика здесь не работает — обрезание в систему храмового служения не входило…
Дело в том, что весь закон Ветхого завета прообразователен, а не только его часть, связанная с храмовым богослужением.
Во-первых, был только один праведник (Сам Христос), который до конца и в полноте исполнил весь закон (Христос подобен нам во всем, кроме греха, следовательно, только Он исполнил весь закон). Закон всеми установлениями указывает на Христа своим идеалом праведника.
Во-вторых, вассальные отношения между Израилем и Богом не мыслятся как предел совершенства — Бог хотел от людей большего. Исполнением закона могло быть только усыновление во Христе. К таким отношениям между Богом и человеком закон только готовил людей, поэтому и назван апостолом Павлом «Детоводителем ко Христу».
Наконец, Ветхий завет, выстраивая отношения между Богом и Израилем подобно отношениям между царем (господином) и подданными, перерастает сам себя тогда, когда Сам Бог отдает Себя за жизнь мира. После этого неуместно хвалиться тем, что ты просто законопослушный «житель удела Божьего»…
Итак, после Креста и Воскресения Христа не отдельные положения в законе изменились, а сами отношения между Богом и человеком стали другими. Если раньше Бог требовал от состоящих в завете с Ним исполнения положений соответствующего законодательства (как любой господин от своих подданных), то после искупительной жертвы Христа и усыновления нас в Нем Он уже не относится к нам как господин, но как отец. Из этого, конечно, не следует, что Он от нас ничего не требует.
Адвентисты опасаются, что отмена закона приводит к упразднению самого различия между грехом и Божией правдой. Но неужели от закона грех? Никак
(Рим 7:7), т. е. различие между грехом и не грехом установлено не законом, а Божией правдой, которая независима от закона (Рим 3:21) и ныне явилась в мир через Иисуса Христа. Дальнейшие же слова — но я не иначе узнал грех, как посредством закона…
(Рим 7:8) — подтверждают эту мысль: закон дает определение греху, т. е. тому, что не есть Божия правда, дает границы, вне которых этой правды нет, но не определяет саму эту правду, которая явлена во Христе. Из логики известно, что определение какого-либо понятия либо явления не может даваться отрицательно, т.е. через перечисление того, чем оно не является. Следовательно, закон сам по себе не дает познания правды Божией: познать ее вполне можно, лишь познав Христа.
Духовная опасность в утверждении о необходимости соблюдать
закон для христиан состоит в том, что этим как бы утверждается, что на самом деле никакого нашего усыновления Богу во Христе не произошло, мы по-прежнему рабы, а не дети Богу, и, следовательно, Христос умер напрасно… (Гал 5:4)
2. Суббота
Перейдем теперь непосредственно к вопросу о субботе. Вообще говоря, сказанного выше вполне достаточно, чтобы него исчерпывающий ответ. В условия Нового завета подчинение закону не входит, так как отношения с Богом строя уже не юридически. Поэтому Бог за субботу нас не спросит. Это подтверждается следующими местами из Писания:
1) На Апостольском Соборе (Деян 15) было решено, что те, которые утверждают, что для новообращенных закон Моисеев (следовательно, и суббота) обязателен (ст. 5), не правы. Для обращающихся из язычников установлены определенные требования (ст. 20,29). Суббота здесь не упомянута, т. е. необходимость ее соблюдения не подтверждена Собором.
2) Нигде в Новом завете нет осуждения несоблюдения субботы, в то время как другие пороки осуждаются: кровосмешение (1 Кор 5:1–7), прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть
и т.д. (Гал 5:19–20)
3) Напротив, с осуждением говорится о тех, кто, познав Бога, возвращается опять к немощным вещественным началам, наблюдает дни, месяцы, времена и годы (Гал 4:9–10)
4) Прямо порицаются те, кто осуждает за пищу, или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу, так как это есть тень будущего
(Кол 2:16,17) 3аметим, что обычное адвентистское объяснение этого места, где под субботой понимаются другие праздники, а не седьмой день, не очень убедительно: во фразе отдельно упомянут как праздник, так и суббота, что показывает, что суббота должна пониматься именно как седьмой день.
Таким образом, утверждение адвентистов, что суббота неотменима, так как входит в десять заповедей, не находит подтверждения: в словах апостола Павла об «освобождении из-под ига закона» нет оговорки о том, что это не касается десяти заповедей, в частности — и субботы. Подтверждения необходимости соблюдения субботы тоже нет, поэтому утверждение, что суббота отменена, является справедливым.
Но, как говорилось выше, закон имеет две роли: условие синайского завета и учительную. Первая к нам уже не имеет никакого отношения, но во второй своей роли закон о субботе для нас не безразличен, так как позволяет многое понять глубже.
2.1. Что значит «святить субботу»?
Заповедь звучит так: Помни день субботний, чтобы святить его
(Исх 20:8) Святить, на языке Библии, означало посвящать что-то Богу, отдавать Ему. Посвящение — всегда род жертвы. Поэтому соблюдение субботы есть своего рода жертва Богу, которую обязан приносить каждый израильтянин, — жертва своим временем.
Для соблюдения субботы нет тех препятствий, которые есть для храмового служения: не нужна священническая каста, особое место (скиния, потом храм), где только и можно приносить жертвы, и т. д. Субботу можно соблюдать в земле Израиля и в диаспоре, будучи мужчиной или женщиной, принадлежа к любому колену, и т. д. — была бы добрая воля.
Храня субботу, ветхозаветный человек исповедовал, что его народ (Израиль) заключил завет не с каким-то второстепенным божком, а с Самим Творцом.
Суббота была освящена при творении мира Быт 2:3 В чем же смысл освящать субботу каждую неделю, ведь «меньшее благословляется большим»? Евр 7:7 Дела рук человеческих (вернее, отсутствие таковых дел) никогда не освятят день субботний больше, чем он освящен Самим Творцом!
Подобно храмовым жертвам, покой субботы указывал на жертву Христа. Только, если заклание жертвы на алтаре указывало на крестную смерть в Великую Пятницу, то хранение субботы было прообразом пребывания Христа в гробу в Великую Субботу.
Жертва Христа в полноте исполнила закон о субботе — мы со своими попытками ничего не делать в этот день выглядим смешно, если не сказать хуже: «Усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» Рим 10:3
После Христовой жертвы очевидна неполнота, неполноценносгь любых попыток освятить ее «по заповеди». Это — еще одно указание на то, что после Христа отношения между Богом и человеком не на законе строятся.
2.2. Что значит «Сын Человеческий есть господин и субботы»?
Господин субботы, очевидно, это Тот, Кто субботу создал и повелел ее святить. Эти слова — очередное заявление Христа о Своем мессианском достоинстве. Когда является Господин субботы, любые претензии за нарушение субботнего покоя необоснованны — очевидно, что Господин субботы больше самой субботы.
Господин субботы после Своей крестной смерти и Воскресения, как известно, «с нами до скончания века» Мф 28:20 Тем самым Он освящает все дни святостью субботы — действительно, каждый день с нами Тот, Кто больше субботы!
Кроме того, можно вообще сказать, что истинная жизнь во Христе есть истинное субботствование. Действительно, если: можно вслед за апостолом Павлом заявить: «Уже не я живу, но живет во мне Христос», то не больше ли это ветхозаветного субботнего покоя? Ведь в таком человеке живет Господин субботы!
2.3. Православное почитание субботнего дня
Хотя христиане не обязаны соблюдать субботу в ее ветхозаветном смысле, так как закон, вменяющий это в обязанность члену народа Божиего, перестал быть условием Нового завета, суббота осталась выделенным днем. Здесь нет повода обвинять православных в двуличии и непоследовательности: мы отдаем субботе большее почтение по сравнению с днями от понедельника до пятницы (называемыми седмичными днями) не потому, что обещали Богу так делать (как было в Ветхом Завете). Однако то, что Бог этот день благословил в начале творения, мы не забываем. Таким образом, у нас как бы возродилось древнее, дозаконное отношение к субботе (благословлена суббота была при творении, запрет на работу связан с Исходом).
У субботнего дня особый богослужебный устав, иной, чем у седмичных дней, церковные молитвы совершаются в этот день по-другому. Короче говоря, суббота, день, благословленный Богом, является праздником, хотя не столь торжественно празднуемым, как воскресенье.
В православии принято с каждым днем церковной недели и церковного года связывать воспоминания о событиях, важных для жизни народа Божия — Церкви (праздники): это может быть память о Воскресении Христовом (Пасха и воскресный день), о каких-то событиях из жизни Спасителя (Рождество, Преображение), о людях, в жизни которых Бог явил Свою силу (дни памяти святых). Эти воспоминания оказывают влияние на молитвы и песнопения дня.
Суббота — день памяти всех прославленных Богом (всех святых) и вообще день заупокойного поминовения. Так как мы ожидаем второго пришествия нашего Господа и воскресения мертвых, для нас смерть лишена чувства безысходной тоски. И очень логично, что молитвы о вошедших в «вечный покой» мы возносим в такой благословленный Господом день, да еще являющийся кануном дня воскресного.
Кроме того, выделенность субботы проявляется в том, что это обязательно день, когда совершается Евхаристия — таинство Тела и Крови Господних. Христос на Тайной Вечере сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» Лк 22:19 В некоторые дни года не принято совершать Евхаристию — это дни покаяния. Это, конечно, установления человеческие. Но когда такой день выпадает на субботу (равно как и на воскресенье), мы вспоминаем, что суббота благословлена Самим Богом, и, следовательно, не творить воспоминание о Нем было бы попыткой отменить заповедь Божию преданием человеческим… Поэтому суббота всегда день Евхаристии.
3. Воскресенье
Говоря о воскресном дне, стоит сразу отметить, что обязанности пред Богом в этот день не работать нет. Если главный смысл ветхозаветной субботы заключался в покое, то с воскресным днем связана другая заповедь.
Есть свидетельства древнейших времен (начиная с упоминания в Деяниях апостолов, 20:7), что воскресный день был днем «преломления хлеба», т. е. совершалось богослужение по заповеди Господней «Сие творите в Мое воспоминание».
Итак, воскресенье было выделено хлебопреломлением (таинством Тела и Крови Господних, Евхаристией — названия разные) по заповеди Господней «Сие творите в Мое воспоминание». Но эта заповедь, как легко можно заметить, не имеет привязки к дню недели. Просто весьма логично было «творить воспоминание о Господе» в день, связанный с воспоминанием главного Его дела — Воскресения из мертвых. Вообще же говоря, так как в заповеди нет указания на день, когда «следует творить сие», то это служение можно совершать в любой день (кроме сугубо покаянных дней, например, в Великий Пост), что ныне и практикуется.
В апостольские времена само «преломление хлеба» совершалось после наступления вечера с субботы на воскресенье т.е. по библейскому счету времени уже не в субботу; впоследствии это служение перенесли на утро следующего, т. е. воскресного, дня. В качестве следов древней практики в некоторые дни церковного года (Великий Четверг, кануны Рождества, Богоявления и Пасхи) Евхаристия совершается по-прежнему вечером или даже (в сами праздники Пасхи, Рождества и Богоявления) — глубокой ночью.
Но обязанности проводить воскресенье в покое нет. Равно как и ветхозаветную субботу довольно рано (по многим данным — уже со II века) перестали почитать покоем. Это видно из жизни мучеников. Многие приняли мученическую смерть за Христа, когда их пытались заставить принести жертвы идолам , но не известны случаи мученичества из-за отказа христианина работать как в субботу, так и в воскресенье.
Когда же христианство стало государственной религией, император Константин действительно провозгласил этот день не рабочим, дабы христиане не имели препятствий для своего богослужения, которое в те дни было преимущественно воскресным. Здесь власть пошла навстречу Церкви, а не навязала ей нечто новое, противоречащее учению Церкви.
Впоследствии, с быстрым ростом числа христиан и связанным с этим ослаблением церковной дисциплины, участились случаи пропусков богослужебных собраний без уважительной причины. Поэтому постепенно стали вводить в церковное законодательство положение о том, что в воскресенье работать нельзя, а некоторые богословы могли обосновать это переносом дня покоя по четвертой заповеди с субботы на воскресенье, что, конечно, не вполне справедливо. Во всяком случае, здесь есть неточность формулировок.
Таким образом, запрет на работу в воскресенье имеет историческую причину и не связан с тем, что Бог этого покоя требует (как было с субботой в Ветхом завете). Бог требует «творить в Его воспоминание» Евхаристию — это заповедь, являющаяся условием при заключении Нового завета, заступает на место всего ветхозаветного закона.
В то же время, хотя Бог и не требует совершать празднование Себе (Евхаристию) именно в воскресный день и не обставляет этот день дополнительными запретами на труд, но ведь и не запрещает! Запрета устраивать в воскресный день праздник с воспоминанием о Воскресении Христовом нигде в Новом Завете, конечно, нет.
Можно заметить, что кроме праздников, соблюдение которых было обязанностью ветхозаветного еврея (Субботы, Пасхи, Пятидесятницы, Кущей, Йом-кипур), были праздники, которые соблюдались не потому, что так было предписано законом, а в память о важных событиях в жизни народа Божиего (Пурим — память избавления от гонения в Персии, см. Книгу Есфири, Ханука — память о победе над греками, осквернившими Храм). Этого Библия не осуждает. Поэтому и христиане свободны устанавливать свои праздники, начиная с воскресного дня, а обязательство соблюдать ветхозаветные праздники при заключении Нового завета не ставилось.
4. Возражение на Библейский урок о субботе и воскресном дне
Здесь я попытаюсь дать возражения на урок № 16 из серии «Так говорит Библия», а затем составить в этом стиле, так сказать, «контр-урок». Возражения будут даваться на те пункты урока, которые, с моей точки зрения, сомнительны.
10) В какую часть первого дня недели апостол Павел имел прощальное собрание с церковью в Троаде? Деян 20:7–8
Ответ: Вечером с субботы на воскресенье.
Примечание. Именно такова была богослужебная практика первых веков. Вечер в субботу (на что указывает урок) именно по библейскому счету времени относился уже к воскресенью.
11) Что сделал апостол Павел в течение светлой части первого дня недели, считая его обыкновенным днем? Деян 20:7,11, 13,14,15
Ответ: Павел не считал этот день святым, поэтому и отправился в длинное (30 км) путешествие.
Примечание. Запрета на работу в воскресенье нет, но главное-то не в этом, а в том, что в Деяниях мы видим первое свидетельство о том, что евхаристические собрания (а там сказано, что Павел «преломил хлеб») были под воскресенье. Если бы чтилась суббота, то трапеза ее встречи была бы в пятницу вечером, как и ныне у иудеев.
12) Что делал апостол Павел в субботу? Деян 18:4
Ответ: Говорил в синагоге.
Примечание. Естественно, что апостол входил в синагогу для проповеди в субботу. Ведь он проповедовал Христа иудеям, исходя из того, что о Христе написано в законе и пророках. Поэтому ему нужно было приходить в те дни, когда читался закон. Думать, что апостол Павел это делал «из принципиальных соображений», а не ради блага проповеди, нет оснований. С моей точки зрения, тезиса о том, что апостолы соблюдали субботу, все это не доказывает. Кроме того, я решил попрактиковаться в «адвентистском» стиле проповеди и составил урок по похожей схеме: вопрос и место из Библии, откуда можно взять ответ (иногда — еще и комментарий).
1) Какие заповеди Сам Господь считал наиважнейшими? Мф 22:37–40
2) Какие заповеди назвал Сам Господь желающему обрести жизнь вечную? Мк 3:5,19
3) Зачем был дан закон Моисеев и каковы его сроки? Гал 3:19
Примечание. Здесь явно говорится о том, что закон имеет свои сроки и ограничен периодом от Моисея до Христа.
4) Что есть закон? Гал 3:24
5) Под руководством ли закона уверовавшие во Христа? Гал 3:25
6) Может ли быть вред от соблюдения закона? Гал 5:2
Примечание. Сказанное об обрезании относится ко всем установлениям закона. Думающий оправдаться делами закона (т.е. фактически просто тем, что он законопослушный о6ыватель в народе Божием) забывает о даре Христовой благодати и рискует остаться без нее.
7) В чем заключается весь закон? Гал 5:14
8) Снимает ли преходящий характер Моисеева закона ответственность с грешащего? Рим 6:15
9) Как узнается грех человеком, еще не получившим духа благодати? Рим 7:7
10) Как можно избежать греха, имея дар от Духа? Гал 5:16
11) Для чего не должно употреблять свободу от закона? Гал 5:13
12) Может ли быть перемена в законе? Евр 7:12
13) По какой причине может быть отменена прежде бывшая заповедь? Евр 7:18
14) Что говорит апостол Павел о тех, кто, познав Бога, возвращается к формам благочестия, данным для людей несовершенных? Гал 4:9–12
15) Стоит ли осуждать брата за несоблюдение субботних запретов? Кол 2:16
16) Что было заповедано апостолами в Духе Святом для христиан из язычников? Деян 15:20
17) Почему по пришествии веры во Иисуса Христа верующие не заключены под законом? Гал 3:26
18) Можно ли считать, что с пришествием Христа отменены лишь отдельные положения закона? Апостол Павел свидетельствует Гал 5:3
19) Почему народу Израильскому было велено соблюдать день субботний? Втор 5:15
Примечание. Здесь явно указывается на связь установления заповеди о соблюдении субботы именно с исходом, т. е. определенно с Ветхим заветом. Относительно других заповедей ничего подобного не сказано.
Итак, изучая Священное писание, можно прийти к следующим выводам:
а). Закон, данный Богом через Моисея на Синае, имеет временный и преходящий характер.
б). Верующий во Христа не находится под законом Моисеевым.
в). Необходимость соблюдения субботы в Новом завете не подтверждена ни Самим Господом, ни Его апостолами.
г). Моментом формальной отмены закона стал Апостольский Собор в Иерусалиме, освободивший обращающихся ко Христу «от бремени более необходимого».
д). С заключением Нового завета в Крови Христовой заповеди закона Моисеева стали «немощными и бесполезными», что и констатировал Апостольский Собор, принимая свое решение.
е). Свобода от закона не означает вседозволенности и не должна использоваться для угождения похотям плоти.
ж). Освобождение от бремени закона возможно в силу усыновления верующих Богом во Христе.
Таким образом, из отсутствия в писаниях Нового Завета установления о праздновании воскресного дня нельзя делать вывод, что это (т. е. празднование воскресенья) есть то «великое отступление», в котором адвентисты пытаются обличить христиан иных исповеданий, так как наша подчиненность закону (в том числе и закону о субботе) упраздняется новыми отношениями с Богом — усыновлением во Христе.
Мнение же о том, что пришествие Христа отменило лишь отдельные положения в законе (например, обрядовый закон), не подтверждается.
5. Заключение
С моей точки зрения, исследование Библии не подтверждает мнения адвентистов, что суббота сохраняет свою первоначальную значимость и в Новом завете. Следовательно, тем самым претензии адвентистов на свою исключительность становятся необоснованными.
Ошибка адвентистов порождена недостаточным пониманием учения апостола Павла о законе и благодати, изложенного в Посланиях к Римлянам и Галатам, а также недостаточно хорошим разбором условий заключения сменявших друг друга заветов и их сути. Сказывается и то, что не проводится различения между двумя ролями, в которых выступает закон (условие завета учительная роль), что может ввести верующего в искушение: может показаться, что с заключением Нового завета закон вообще теряет всякий смысл. Возникает опасение: а не проповедуется ли под видом «благодати» беззаконие? Сам по себе страх адвентистов вполне искренен, и это толкает их к утверждению незыблемости закона, несмотря на ряд возникающих трудностей (произвольное утверждение, что отменен только культовый закон, искусственность в толковании Кол 2:16 и т.д.
Кроме того, неправильно понимается смысл того, что «Сын человеческий есть господин и субботы», и вся проблематика, связанная с Христовыми чудесами в субботу.
Доля вины лежит и на христианах других исповеданий, приводивших не очень точные аргументы для обоснования практики почитания воскресного дня. Эти неверные объяснения, популярные в определенную эпоху (полное отождествление запрета на работу в воскресенье с ветхозаветным субботствованием), и ввели адвентистов в искушение.
Вообще, насколько я себе представляю историю адвентизма, начиная с В. Миллера, в его рядах не было крупных богословов. Многие же положения веры адвентистов основаны на видениях Е. Уайт. Например, неизменность субботы выводится из того, что она видела скрижали в Ковчеге Завета, еще текст четвертой заповеди не был изменен. Под это подгоняется и все толкование Библии, так как то, что при неизменности субботы не может быть объяснено, толкуется очень невнятно (см. выше).
Учение о том, что закон о ветхозаветной субботе действует в полную силу, отделяет адвентистов (наряду с другими особенностями их веры — учением о святилище, учением о посмертном состоянии души и т. д.) от других христианских исповеданий. Но, как мне кажется, мне удалось показать, что адвентистское учение основано на неверном понимании Писания. Однако необходимость отвечать на поставленные моими братьями и сестрами-адвентистами вопросы привела меня к более основательному изучению Священного писания для защиты православной позиции и к углублению понимания последней, за что я приношу благодарение Богу.
Да поможет нам Господь прийти к общей истине — к той вере, которая была передана апостолами!