Третья открытая (миссионерская) встреча в Огласительном училище при МВПХШ (март 1994 гoда)
[1]
Слово о. Георгия Кочеткова
Как мы вам и обещали, сегодня мы более подробно поговорим о том, что такое оглашение.
Оглашение будет проводиться в небольших группах по 15–20 человек. Каждую группу будут вести два катехизатора. Встречаться вы сможете в приходском доме, как это было и прежде.
Мы расскажем, какие пособия вам понадобятся в первую очередь на первом этапе оглашения, затем о том, что представляет собой катехизация взрослых в современных условиях. Также я расскажу вам о храме, и о том, как в нем надо себя вести. Современные люди обычно этого не знают. Как правило, будучи в своем личном благочестии и личном опыте очень оторванными от храма, они боятся, что их одернут, что им нагрубят, или что они сами сделают что-то не то. Нам очень важно, чтобы у вас этих проблем не было, чтобы вы могли войти в храм Божий достойно, чтобы вы могли в нем чувствовать себя действительно народом Божьим, детьми Божьими. Храм — это дом Божий, дом нашего Небесного Отца, и чувствовать себя в нем мы должны как в своем отечестве: и благоговейно, и достойно, и в то же время дерзновенно, как и положено сынам, а не рабам.
Что вам необходимо сейчас в первую очередь? Чем вы будете заниматься на первых этапах катехизации? Я думаю, из прошлых наших встреч вы поняли, что прежде всего вы, как христиане, должны знать Евангелие. Вы должны последовать за Господом и, значит, знать дух евангельский, который мы с вами принимаем. Поэтому, вам нужно будет читать Евангелие, и прежде всего — первые три Евангелия, наиболее подходящие оглашаемым. Читать независимо от того, с чего в духовном плане вы сейчас начинаете. Некоторые из вас некрещеные, некоторые никогда не были в храме, или лишь случайно заходили в него, или даже имеют какой-то негативный опыт встречи с христианством, или христианами, может быть, не очень достойными своего звания, последствия чего нужно будет преодолеть духовным усилием.
Итак, вам нужно будет читать первые три Евангелия, пользуясь русским текстом Евангелия в «синодальном» переводе. При всех своих недостатках, этот перевод является единственным утвержденным церковью, Синодом, поэтому в основу вашего домашнего чтения будет положен именно этот текст. Наверное, он у вас есть. Сейчас нет никаких проблем с тем, чтобы иметь Евангелие. Слава Тебе, Господи! Уже не первый год мы свободно можем приобретать Священное писание. Но если вдруг у кого-то нет Евангелия, Нового завета, то вы можете прямо сейчас здесь его купить. Из Нового завета, кроме первых трех Евангелий, мы вам пока более ничего читать не рекомендуем. Остальные тексты будут вам доступны несколько позже, когда вы уже укрепитесь в слове евангельском, которое для христиан является поистине основополагающим.
Вы можете пользоваться разными изданиями Нового завета. Тексты всюду одинаковые. Но есть еще одно издание, которое мы всем вам советуем иметь, и которым рекомендуем пользоваться — это так называемый «парижско-брюссельский» перевод Нового завета. Это действительно другой перевод, который на целый век моложе «синодального». Сделан он в православном Свято-Сергиевском институте в Париже его ректором, епископом Кассианом (Безобразовым). Он вам особенно понадобится, когда будет что-то непонятно в «синодальном» переводе, имеющем целый ряд недостатков. С одной стороны, «синодальный» перевод тяготеет к привычному в то время церковнославянскому тексту, с другой стороны, в нем сохранено много старых, бывших когда-то на слуху у всех церковных людей церковнославянских форм, которые уже давно устарели, а иногда совсем непонятны современному человеку. «Кассиановский» же перевод лишен этих недостатков, это высококультурный перевод. Делал его один из церковных деятелей, принадлежащий к той части русской эмиграции, которая смогла направить свои усилия за границей в Париже на церковную деятельность. Итак, один перевод дополняет другой, и будет очень хорошо, если вы, прочтя первые три Евангелия в одном, прочтете их и в другом.
Читать Евангелие мы вам рекомендуем подряд, ничего не пропуская. Евангелие нужно знать полностью. Это очень важно. Конечно, вы можете посмотреть какие-то параллельные места, но читать надо последовательно, и именно в том порядке, в котором Евангелия расположены в каноническом тексте: Евангелие от Матфея, Марка, Луки. Вероятно, вы уже не раз читали Священное писание Нового Завета. Хорошо это или не очень хорошо — будет видно. Так или иначе всем вам сейчас в равной степени следует делать то, что мы вам рекомендуем. Евангелие даст как бы духовный тон всей вашей жизни. Мы должны жить по Евангелию, ибо оно свидетельствует нам о Христе. Само слово «евангелие» в переводе с греческого означает «благовестие», «благовествование», «благую весть», «радостную, счастливую весть». Это то, что вам необходимо сейчас для вашей жизни, каждому из вас, независимо от прежних культурных навыков, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, традиций, национальности. Никакого значения пред лицом Евангелия все эти вещи, как вы знаете, не имеют.
Мы будем просить всех вас не просто читать, а работать над Евангелием. Это значит, что вам обязательно надо будет записывать все ваши вопросы, возникающие по ходу чтения, — и простые и не простые, и те, которые вам могут показаться страшными и даже неразрешимыми, и сугубо внешнего характера, связанные с тем, что вы не понимаете какое-то слово, или какой-то переход мысли. Пусть вам иногда кажется, что какое-то место Евангелия противоречит жизни или неисполнимо в наших современных условиях. Не доверяйте таким ощущениям, возьмите и запишите ваше сомнение. И я уверен, что вы получите ответ, который вас удовлетворит.
Конечно, при этом стремитесь и сами получать ответ; не только приносите вопросы на ваши встречи, но и работайте сами. Мы не запрещаем вам пользоваться какой-то дополнительной литературой, не запрещаем беседовать друг с другом или с кем-то еще. Пожалуйста, вы можете свободно это делать.
Только просим об одном, — будьте внутренне честными и открытыми. Не проходите мимо ваших вопросов. Если есть у вас какой-то вопрос сегодня, записывайте его, если он разрешен, то спокойно вычеркивайте, хотя, может быть, что пройдет год, и он снова встанет перед вами, но по-другому. И некоторые, самые серьезные вопросы, может быть, будут вас мучить еще долго, не один год, даже когда вы уже будете полными членами Церкви. Это нормально. Евангелие содержит вечные вопросы, но нужно чтобы вы именно сейчас получили удовлетворительные для вас на сегодня ответы. Но даже если вы где-то прочитали ответ или с кем-то поговорили, может быть, с авторитетными людьми, или со священниками, а внутри сердца, по совести вас этот ответ до конца не удовлетворил, не делайте вид, что вопрос снят. Все равно записывайте его, все равно приходите с такими вопросами, все равно продолжайте обращаться к Богу в молитве за помощью.
Теперь несколько слов о самой молитве. Молитва ваша может быть личной и общей, храмовой. Когда вы начинаете читать Евангелие, будет хорошо, если вы, хотя бы в самой простейшей форме, своими словами помолитесь Богу о том, чтобы Бог открыл ваш ум и сердце для уразумения слова Божьего, для уразумения Божьей истины, для познания Божьей воли и закона Божьего. Если кто-то из вас это умеет и может этим пользоваться, — замечательно. Но быть может, некоторым не сразу будет даваться такая молитва. Не стесняйтесь, не смущайтесь, все равно продолжайте углубляться в дух и смысл Евангелия. И с помощью Божьей, с помощью ваших катехизаторов вы достигнете цели, хотя бы в какой-то начальной степени.
Мы будем просить вас молиться лично каждый день. Если вы пришли к Богу, к Богу живому, то, конечно же, понимаете, что с Богом не может быть каких-то интеллектуальных, абстрактных, концептуальных отношений. Господь говорит: «Чадо, дай Мне сердце твое». И свидетельством того, что вы готовы отдать Богу свое сердце, будет ваша молитва, искренняя молитва, хотя, может быть, очень простая и краткая. Вы можете молиться (и мы вас просим это делать) каждый день в любое время, в любом месте, всякий раз, когда ваше сердце тронуто благодатью, какой-либо радостью или скорбью, когда оно перестало быть каменным, жестким, идеологизированным, настроенным сугубо утилитарно. Это очень важно. От холодного сердца молитвы не будет. Бог не может пробиться через эту каменную кору хладного и мертвого сердца.
Но здесь есть опасность другого рода. Если вы захотите, чтобы ваше сердце было живым, и трепетным, и теплым, не пользуйтесь при этом никакими искусственными приемами. Молитва — не психотренинг. И это вам нужно очень хорошо почувствовать. Молитва восходит на небеса, доходит до Бога и возвращается со своим плодом к вам, через вас она становится вашей жизнью и действием, делом Божиим. Поэтому очень важно, чтобы вы во время молитвы избегали, с одной стороны, психотренинга, самовнушения, психологической акции, а с другой, боялись бы того, что молитва ваша остановится где-то под потолком и выше не поднимется.
Увы, можно красиво молиться, красиво петь, но при этом человек может быть совершенно вне Духа Божьей благодати. Такую стилизацию мы в наше время часто видим. Включите радио, телевидение, посмотрите все эти бесконечные заставки с древнерусскими песнопениями, которые сейчас только ленивый не поет. И что же, сразу все получают благодать? Конечно, душевно это приятно, как бывает приятна старая песня, особенно после навязчивых ритмов современной популярной музыки, которые тяжело ложатся на сердце, делают человека скорее машиной, нежели человеком.
Избегайте и того, чтобы сделаться машиной. Человеку надо быть человеком даже в наш, столь механизированный, машинизированный и рационализированный век, поэтому на молитву-то и обращайте особенное внимание. Знайте, что если пройдет хоть один день вашей жизни без молитвы, пусть краткой, но подлинной, — день прошел впустую! Даже если вы сделали массу полезных вещей. Может быть, с точки зрения внешней, земной полезности, вы сделали много: заработали денег, или устроили свои дела, или даже помогли ближнему, но если здесь нет благодати, то это — строительство дома на песке! И он простоит лишь до первого удара, до первого грома. А как грянет гром, дом рассыплется. Итак, стройте на прочном духовном фундаменте. Устраивайте свою жизнь на твердом основании, краеугольный камень которого — Сам Христос.
Что вам может помочь в молитве? Хорошо, если у вас отзывчивое сердце, которое не знает «окамененного нечувствия». Если бы было так, то никаких проблем бы не было, и вы молились бы каждый день. Но многие из вас уже хорошо знают, что здесь есть определенные трудности, и еще долго будут. Что же может помочь? Конечно, в вашей духовной жизни должна быть сконцентрированность — усилие, умение делать выбор в пользу Бога, исполнения Его воли. Но если все-таки не все получается, и при этом не хочется прожить день впустую, выбросить его, с духовной точки зрения, вон, как соль, потерявшую силу? Что тогда вам поможет?
Во-первых, Псалтирь. Вы можете читать Псалтирь, по-славянски или по-русски, все равно. Псалтирь очень помогает духовно настроиться и сосредоточиться. По-славянски это будет очень молитвенно и красиво. Но не совсем понятно. По-русски это будет понятно, но, увы, не очень красиво. Перевод Псалтири на русский язык крайне непоэтичен. Он и создавался как подстрочник для домашнего чтения, поэтому требовать от него большего не нужно. На сегодняшний день есть то, что есть. В «синодальном» тексте эти недостатки столь малопоэтичного русского перевода вы будете чувствовать. В славянском переводе Библии тоже есть свои плюсы и есть известные минусы, о которых я только что сказал. Это один из самых трудных славянских текстов, со множеством мест, которые не удается разобрать без специального филологического исследования. Так что выбирайте сами. Кроме того, здесь имеет значение тот или иной настрой. Когда человеку плохо, он не думает о том, чтобы в его действиях присутствовал какой-то смысл — он ищет скорее духа. Но если человеку уже не так плохо, он ищет не только духа, но и смысла. И вот тут приходится думать об альтернативе славянскому тексту.
Другой путь к тому, чтобы сердце ваше наполнилось благодатью, или открылось Богу и стало способным хоть на самую простую молитву своими словами, связан с доброделанием, с настраиванием себя на добро. Если хотите и можете делать добро, то в вашем сердце будет радость. Наверное, каждый из вас испытывал такую радость и даже восторг иногда от самого по видимости незначительного доброго дела. Особенно, если это произошло неожиданно. И ваше доброе дело не останется без плода своего, особенно если оно содеяно ради помощи ближнему и во славу Божию.
Есть и еще одно средство углубления вашей молитвы и жизни, или возрождения, оживления этой жизни, — храмовая молитва. Слава Богу, сейчас в Москве множество храмов, и особых проблем с этим нет. Вы можете пойти в любой православный храм, и в Москве, и не в Москве, хотя не все храмы открыты каждый день, и не во всех храмах совершаются богослужения утром и вечером. Иногда достаточно просто войти в храм, просто побыть в храме, и уже одно это дает очень много. Хорошо, если вы начнете себя настраивать на регулярное посещение храма. Для некоторых из вас будет очень естественно и очень просто сделать этот следующий шаг в вашей духовной жизни, хотя не исключаю, что здесь есть люди, которые будут оглашаться, уже будучи научены храмовой молитве.
Храмовая молитва — это особая молитва Богу. Когда вы входите в храм, прежде всего знайте, что храмовая молитва — это не индивидуальная молитва, это молитва совместная, именно совместная соборная, а не коллективная. В храме собирается народ Божий, а не просто коллектив, по подобию комсомольского или партийного собрания. Значит, нужно научиться единодушию и единомыслию в церкви.
Вы также должны знать, что главной частью всякого богослужения в храме является молитва, приносимая священником. К сожалению, в нашей церкви это перестало быть явным. Большинство священнических молитв священники читают в алтаре и очень тихо, или вовсе про себя, так что их почти невозможно услышать народу, стоящему в храме. Даже те, кто стоят в алтаре, их слышать не могут. Очень жаль, что центральная часть православного богослужения оказалась скрытой от церкви, от большинства в ней. Хотя, слава Богу, в последние десятилетия в нашей церкви наметился определенный сдвиг к лучшему. Сейчас священнические молитвы читаются иногда настолько громко, что в небольших церквах стало возможным соучастие в этом и народа Божьего, предстоящего в храме. Но все-таки это серьезная проблема. Итак, помните, что центральная часть богослужения — это молитва, приносимая священником от лица всего народа Божьего. Священник в алтаре почти никогда не молится сам от себя. Он молится от имени всех верующих, собравшихся в храме, являясь, по древнему выражению, «устами Церкви».
Я подробно останавливаюсь на этом потому, что, к сожалению, вольно или невольно в сознании многих людей в отношении к богослужению стал преобладать эстетизм. В храм приходят как на концерт и оценивают, например, как поет хор. Наше храмовое пение слишком стало похоже на концертное пение, независимо от того, ориентируется ли оно на партесное пение западно-европейского или знаменное древнерусского образца. Это также одна из проблем нашей церкви.
Приходя в храм, в первую очередь вы должны возносить молитву Богу. Знайте, что любая молитва в конечном счете восходит к Богу. Даже когда христиане молятся святым, Божией Матери или перед святынями, они должны помнить, что честь, воздаваемая образу, передается, восходит к Первообразу, Первореальности и что молитва только тогда молитва в полном смысле слова, когда она адресована в конечном счете Богу, нашему Небесному Отцу, а если она «застревает» где-то на полпути — это молитва несовершенная. Народное, точнее, простонародное сознание часто заражено магическим отношением к молитве и таинствам, и в результате молитва «застревает» на полпути и до Бога не доходит. Это имейте, пожалуйста, в виду.
В начале оглашения вы еще не будете понимать богослужения, ибо оно далеко не так просто, как может показаться. То есть, на самом деле, оно совсем не сложно в своем главном чине и смысле, но проявляется все это обычно в очень трудной для постижения форме. И потому не смущайтесь, что вначале вы будете многое не понимать. Присутствуйте первоначально как бы «на фоне» службы. Уловите хотя бы то, что всем вам доступно, независимо от ваших знаний и состояния. Уловите хотя бы тот дух молитвы, который есть в каждом православном храме. Это очень важно. Если вы уловите эту благодать, этот дух, если вы почувствуете, что такое молитва, если вы настроитесь на молитву, то вы решите свои важнейшие проблемы с самого начала. В молитве вам будут раскрываться и Евангелие, и Псалтирь, и молиться вам будет легко. И даже когда придут скорби и искушения, они будут разрешаться. И всегда во славу Божию. Никакие соблазны не соблазнят вас, никакие уловки дьявольские вас не привлекут, в какой бы красивой оболочке они не были.
Что вам нужно для личной молитвы, какие пособия? Сейчас пока никаких пособий не надо, только Псалтирь. Заученные молитвы в начале духовного пути, наверное, рекомендовать вам не следует. Потому что вначале человек, как маленький ребенок, легко запоминает форму и ленится или не может вникнуть в содержание. Он начинает воспроизводить совершенно механически эту форму без всякого смысла. И тем самым попадает на дьявольскую удочку. Когда же вы будете в дальнейшем познавать смысл и Дух Божий, тогда вам будут доступны и записанные церковные, канонические молитвы.
Далее, что вам нужно для храмовой молитвы? Для начала, может быть, нужна только одна книжечка «Всенощное бдение. Литургия», с которой вы можете стоять даже во время богослужения в храме, хотя лучше читать ее дома, чтобы не отвлекаться на чтение и не отвлекать других. Хотя, повторяю, в принципе, можете стоять с ней и в храме. Я не могу вам сказать, что во всех храмах это будет принято «на ура», потому что такой традиции в нашей церкви, вообще говоря, нет. Только священник и дьякон обычно все время держат перед собой книгу, или хористы поют по книжке молитвы, или чтецы церковные читают, а в народе Божием это, как правило, не было принято. Поэтому, чтение по книге может вызвать у кого-то недоумение, вопрос или даже какое-то подозрение, отрицание. Не бойтесь! Во-первых, ничего плохого вы не делаете. И второе, — делайте в храме все это скромно, не выделяясь, не противопоставляя себя другим. И если будете делать это так, то многие люди вокруг вас с радостью примут все, что вы сами делаете. Это также проверено многолетней практикой.
В этой книжке есть тексты основных церковных служб, русскими буквами, но по-славянски. Ее драгоценная особенность в том, что в подстрочнике даны переводы непонятных слов и выражений, откуда вы сможете постепенно брать и усваивать церковнославянскую лексику. На мой взгляд лучше, когда человек сразу воспринимает молитву так, чтобы не делать излишних дополнительных усилий на внутренний перевод текста, то есть мне представляется вполне оправданным в наших современных условиях использование уже русифицированных текстов богослужения в храме, особенно для людей, начинающих свой духовный путь. И еще совсем недавно мы сами использовали такие русифицированные тексты в нашем храме, здесь, во Владимирском соборе. Но сейчас пока мы вынуждены были отказаться от этого. Поэтому пользуйтесь, пожалуйста, перечисленными книгами. Я не могу сказать, что данные в подстрочнике переводы очень хороши. К сожалению, они весьма, весьма посредственны. Но это все же лучше, чем ничего. Других книг нет, или они малодоступны, или являются специальными изданиями для людей, уже достаточно хорошо знающих богослужение.
Однако может быть так, что иногда вам на все это не будет хватать сил, и вам захочется находиться просто в духовной стихии храмовой молитвы. Поскольку вы только еще начинаете свой духовный путь, это не страшно. Конечно, чем больше человек созревает духовно, тем настоятельнее от него требуется вхождение и в дух, т. е. в целостность духа, и в целостность смысла происходящего. Наша вера не должна быть слепой, глупой, бессмысленной. И над этим надо работать. Мы уже упоминали на первых двух встречах, что наша вера не должна быть и фанатичной, то есть лишенной любви. Вера без любви есть больная, несовершенная вера, а иногда и противная Богу. Но, повторяю, противной Богу может стать и вера без понимания. Увы, сейчас люди в силу лености своей часто об этом забывают и говорят: и не надо нам никакого понимания, это все рационализм! И конечно, они грешат против истины, так как рационализм — это не приобщение к смыслу, а искажение духа христианской жизни.
Среди вас могут быть люди, которые с большим трудом воспринимают евангельский текст. К сожалению, я встречался с такими людьми, которым непонятен не только «синодальный» перевод, сделанный в первой половине XIX в., но даже более современный — «кассиановский». Сразу обратиться к тексту Священного писания такой человек не может. В таком случае можно брать адаптированные тексты, изложения. Сейчас есть много разных детских Библий, но там все дано слишком примитивно и пользоваться детской Библией вам все-таки не стоит. Можно взять для помощи, в том числе для прояснения реалий того времени, когда писались Евангелия, книгу о. Александра Меня «Сын Человеческий». Это полезная книга, хотя вы можете встретить немало и таких христиан, которые при одном упоминании имени о. Александра выразят явное неудовольствие. Однако не обращайте на это внимание. Как правило, эти люди не читали тех книг, о которых высказываются. Книга же о. Александра полезна. Конечно, нельзя ставить ее в один ряд с творениями святых отцов, но все же, это хорошее изложение евангельских событий. Вы можете взять и другие книги. Недавно вышла книга одного протестанта-англиканина Чарльза Додда «Основатель христианства». Это очень хорошая книга. Там нет ничего неправославного или антиправославного. Она, правда, требует некоторой подготовки, но написана достаточно популярно, просто, доступно для любого культурного человека. Можно рекомендовать эту книгу и православному христианину и он не получит от этого чтения никакого вреда. К сожалению, среди православных авторов ничего подходящего или лучшего мы для вас пока не найдем. Хотелось бы, чтобы православные авторы достигли такого же уровня, как книга Чарльза Додда или превзошли его, но чего нет, того нет. Будем же справедливы и благодарны по отношению к тем людям, которые дали нам эти книги и их переводы.
Мы с вами уже назвали три основных направления из четырех, которые будут главными на первом этапе оглашения: чтение Евангелия, личная молитва, храмовая молитва. А четвертое? Может быть, кто-то помнит, мы об этом уже упоминали на первых встречах. Никто мне не подскажет? Исповедь? Об исповеди я пока не говорил. Исповедь — это форма таинства Покаяния. И начинать сразу с таинства для вас сейчас опасно. Для всех оглашаемых, кроме тех, кто уже регулярно и по своей внутренней потребности причащается. А вот те, кто еще не участвует в таинствах, и оглашаются для того, чтобы подготовиться к нормальному и полному участию во всех доступных мирянам церковных таинствах. Поэтому об исповеди мы еще не говорили не могли говорить. Мы могли говорить о доброделании, но и это не совсем то, что я имею сейчас в виду. Понимаете, в доброделании есть один тонкий момент, маленькая ловушка. Человек, делающий доброе дело, с одной стороны, действительно готов радоваться добру, явлению доброты в этом мире, и это всегда хорошо. Не будем подозревать его в чем-то плохом. Но! Если человек делает добро сугубо по плану, только ради того, чтобы у него было больше радости, он иногда попадает в ловушку гордыни, считает, что он уже совсем добрый, совсем хороший, и вообще, его можно выставлять на «выставке достижений духовного хозяйства». Вы, конечно, догадываетесь, знаете, к чему это приводит.
Итак, напомню, возвращаясь к нашему вопросу, что четвертым направлением вашей духовной работы на первом этапе оглашения будет познание и исполнение воли Божией. Всякий христианин может хорошо знать Евангелие и научиться молиться, он может регулярно ходить в храм, хоть каждый день, но если при этом он не будет знать волю Божию, если он ее не полюбит и не сможет исполнять, хотя бы в ту меру, в какую он ее познает, то «грош ему цена в базарный день», будь он даже «семи пядей во лбу»! Человеку нужно познавать волю Божию и, познавая ее, исполнять. Это его внутренняя духовная работа.
Конечно, прежде всего она оборачивается для вас сейчас той же внутренней, глубокой нравственной работой. Необходимо, чтобы наша вера и наша жизнь соответствовали друг другу. Ведь это такая простая задача! Но наверное, вы все прекрасно понимаете, что эта же задача и самая сложная. Кто-то из вас наверняка до сих пор не был членом Церкви может быть именно потому, что или он сам, или кто-то близкий не мог ему помочь решить эту задачу. Например, вера какого-то человека говорила одно, а жизнь его показывала совершенно другое. Или наоборот, человек видел перед собой порядочного, добросовестного, доброго человека, но увы, неверующего, и поэтому думал, что если можно быть добрым, не будучи членом Церкви, то зачем и ему Церковь.
Это серьезная проблема. Лучшим выходом из создавшегося положения является нахождение всестороннего соответствия между христианской верой и жизнью. Надо, чтобы наша вера входила в непосредственное соприкосновение с жизнью, не была абстрактной, отчужденной от жизни. Необходимо, чтобы наша жизнь была верной, т. е. и правильной, и праведной. Правильной и праведной! Вы уже знаете, что это не одно и то же.
Что же сейчас нам нужно для того, чтобы познавать и исполнять волю Божию? Мы, насколько я помню, уже говорили об этом. Так напомните мне, что нужно в первую очередь человеку, который хочет познавать и исполнять вою Божию?
Дела? Евангелие? Совершенно верно, любить ближнего. А еще? Знать заповеди. Что еще? Открытое сердце, то есть верующее сердце. Все это хорошо, все это правильно! А что еще? Любовь к Богу? Безусловно, но любви к Богу надо достигать. Но мы сейчас не можем исходить из того, к чему еще только стремимся. Пока не можем.
Что же в начале пути есть у вас всех? Ну, конечно, друзья мои, у всех вас есть, слава Тебе, Господи, совесть! И главным для вас будет опора именно на ваш внутренний голос — голос совести. Хотите познавать волю Божию, так слушайтесь голоса совести. Во-первых, слушайте его, чтобы он не умолкал, а во-вторых, чтобы исполнять все, к чему он вас призывает.
Хотя и совесть нужно все-таки проверять. Совесть иногда может, увы, промолчать, если в свое время ей заткнули рот, и она так и существует с кляпом во рту. Или же она уже подсказывает не совсем то, ведь совесть бывает и искаженной, и больной. Эти болезни совести известны людям с древних времен. Но тем не менее, совесть есть, и поэтому живите по совести. Не по одним циркулярам и спискам добродетелей и грехов, а по совести. Этого у вас никогда никто не отнимет.
Если бы совесть не была никогда больной и могла бы говорить достаточно громко, а мы бы могли ее всегда слушаться, то без всякой религии нам одного этого было бы достаточно для познания воли Божьей, закона Божьего, правды Божьей, заповедей Божьих. Было бы здесь и исполнение. Но в силу того, что, к сожалению, совесть наша не всегда здорова, иногда приходиться думать и о других вещах. Поэтому что еще, кроме совести, нужно нам для познания и исполнения воли Божьей?
Вера? Я рад, что вы поставили во главу угла любовь к Богу и любовь ко Христу. Прекрасно! Замечательно! Но я хотел бы немного обобщить все это. Что еще? Любовь к ближнему. Ну, конечно! Но ведь это все заповеди, как прямое выражение воли Божией и призыв к их исполнению.
Конечно, здесь вам необходимо Священное писание, которое четко и ясно об этом говорит. Один раз на все века. И вы не случайно в подобных случаях говорите словами Священного писания. Вы же не придумали их. Вы эти слова уже где-то слышали, или читали, и запомнили, ибо они сочетались с вашим сердцем. И слава Богу! Даже если не все еще получается на практике. Смирение тоже необходимо, и послушание, и кротость. И много, много еще чего нужно, перечислять можно было бы бесконечно! Итак, вам необходимо Писание, слово Божие, да и сама совесть — внутренний голос Божий, слово Божие внутри вас.
Мы уже говорили о Священном писании — о Библии, о Евангелии, о Псалтири. Поговорим теперь еще и о других книгах Священного писания. В первую очередь, для познания и исполнения воли Божией вы будете читать из Ветхого завета (не считая Псалтири) так называемые учительные книги, те, которые сейчас вам наиболее доступны: прежде всего, книгу Притч, «Притчи Соломона», и еще две неканонические книги в Ветхом завете, — книгу «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» и книгу «Премудрости Соломона». Эти книги часто читаются на богослужении, но по-славянски они почти совершенно непонятны. Для того, чтобы прочесть эти три книги, вам нужна полная Библия. В ней, в списке книг звездочкой отмечены одиннадцать неканонических книг, и в том числе две книги Премудрости. Наиболее распространены сейчас Библии, которые издаются Библейскими обществами, в мягких переплетах, очень удобные для того, чтобы брать их с собой и постоянно читать. Но в них входят только канонические книги и в этом их существенный недостаток. Поэтому не пожалейте сейчас относительно малой суммы для того, чтобы один раз и на всю жизнь приобрести полную Библию. Уже к следующему разу, помимо того, что вы будете молиться и задавать вопросы по личной и храмовой молитве, вы будете читать и прояснять для себя кроме Евангелия эти три книги из числа учительных книг Ветхого завета.
Что вам еще нужно, чтобы сознавать и исполнять волю Божию? Исходя из тех реалий, которыми вы владеете, — ваш жизненный опыт: и положительный, и отрицательный. Наверное, не стоит вам, людям взрослым, пренебрегать этим опытом. Были у вас, наверняка, и грехи. Вы видели последствия грехов и среди ваших близких. Поэтому делайте выводы, чтобы не держаться пути греха. Господь показал, почему не надо быть грешным. Он не только говорит «не надо, нельзя, не делай», а всегда показывает, что происходит с теми несчастными людьми, которые не слушают Бога, из-за своих ли страстей или из-за угождения человеку, ради своих удобств и корысти. Как бы то ни было, каждый человек должен знать, почему всякий грех не должен иметь места в жизни. Не просто отрицайте зло и несправедливость. Это надо делать, но не надо смиряться со злом и несправедливостью. Бог нам этого не заповедовал. Он заповедовал терпеть в борьбе со злом, но эту борьбу продолжать вести. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». А добро — это исполнение заповедей, исполнение воли Божьей. Может быть, это пока все, что нужно вам знать о книгах, и о том, о чем мы будем с вами говорить, начиная со следующей встречи.
Должен еще сказать вам о двух книжках, о которых не сказал в первой части, которые будут вам необходимы во время оглашения, во всяком случае желательны, а может быть даже обязательны. Первое — это книжка «О таинстве Крещения». Она пригодится для тех из вас, кто не крещен — прямо, а кто крещен — косвенно, потому что оглашение есть восполнение таинства Крещения, если оглашения не было, когда вас крестили. В этой книге вы найдете три статьи, которые будут вам полезны для того, чтобы знать, что такое Крещение, чтобы понимать, как готовиться к Крещению. Здесь есть объяснения и по форме, по его чинопоследованию. И второе — журнал «Православная община» № 3 за 1991 г., который издается Московской высшей православно-христианской школой, при которой и существует наше с вами Огласительное училище. Здесь опубликована программа нашего оглашения и краткое описание всей системы. Мы все будем ею пользоваться *, приобретайте, пожалуйста.
Прежде чем я расскажу о храме, отвечу на записки.
Вопрос. Один из московских священников сказал на занятии, что знать заповеди наизусть необязательно. Ваше мнение.
о. Георгий. Я думаю, главное исполнять заповеди. Вы можете знать какие-то заповеди наизусть, а какие-то просто прочитывать и принимать к исполнению. Какие-то знания будут требоваться и от вас, но на втором этапе.
Вопрос. «Евангелие от Толстого». Ваше отношение к нему.
о. Георгий. Евангелия от Толстого, слава Богу, не существует. Существуют евангелия от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Последнее вы пока читать не будете, до второго этапа. Работа Толстого над Евангелием — достаточно реалистическая вещь, но и здесь единственный положительный момент тот, что Толстой хотел, во-первых, понять то, что написано в Евангелии и, во-вторых, отнестись к этому жизненно. То, что можно исполнять, он принимал на вооружение, а что он считал невозможным исполнить вычеркивал. Но в этом слабость его работы.
Вопрос. Новые русские черносотенцы относятся к Вам своеобразно. Какие у них претензии к Вам? К Вам с большой буквы.
о. Георгий. Претензии ко мне лично — не знаю. В печати были выражены претензии разного рода, иногда очень страннолепные и смешные. Я напечатал свой ответ в «Независимой газете», статью «Коегождо деяния обнажатся». Полный текст ответа «Русскому вестнику» был дан. Я думаю, этого достаточно. А вообще, какие-то разногласия неизбежны. Апостол Павел пишет, что «должно быть между вами разномыслиям, чтобы открылись искусные». Важно, как мы относимся к разногласиям. И может быть наше главное разногласие — в отношении к разногласию. Мы уже много лет, помня слова апостола, относимся к разногласиям достаточно спокойно и трезво, просто. А есть люди, которые пугаются каких бы то ни было разногласий, даже по букве, по форме. Они говорят: «Ах! Там где-то русифицировано богослужение и даже по-русски читают Писание. Ой! И молитвы священнические уже стали по-русски читать! Как бы это не привело к расколу в церкви!» Такая жесткая позиция, которая принимает только то, что тождественно им самим, на мой взгляд, и является главной сектантской опасностью. Секты, как известно, в первую очередь, образуются из-за этого. Всякий, знающий церковную историю, может в этом убедиться. Но нас пытаются обвинить в том, что мы делаем что-то такое, что может привести к расколу в церкви. «Как это — все по-славянски, а вы не по-славянски?» Хотя на протяжении всех веков в разных православных странах не было проблемы языка. Еще со времен Кирилла и Мефодия, наших святых учителей славянских, эти споры велись. Им не разрешали переводить Священное писание на славянский язык, оно могло существовать только по-гречески, или по-латински, или по-еврейски, и больше никак, так как эти три языка священны. А сейчас говорят: «Только по-славянски, и никак иначе». Это смешно. Люди, говорящие так, не знают истории церкви и не имеют духовного опыта. Если бы они действительно хотели понять и снять опасность раскола, они бы позаботились о многообразии проявления одного и того же Духа в Церкви. Именно когда умаляется церковная свобода, тогда и возникает опасность раскола.
Было очень много напечатано на эти темы с двух сторон. Если хотите, посмотрите подшивки газет. Я не хотел затрагивать эти вопросы, но раз вы пришли в наше Огласительное училище, в наше братство и спрашиваете об этом, вы должны знать, что вы можете о нас услышать и что вам отвечать, если будут какие-то претензии и недоразумения.
Вопрос. Когда ваша община смиренно просит другие храмы разрешить совершить вам евхаристию, — это значит, что вы нищие духом?
о. Георгий. Нищие духом — значит просящие духа. Господь сказал: «Блаженны нищие духом». И если мы хоть немного нищие духом, то слава Богу. Мы оказались в тяжелом положении. Наверное, это нормально. В истории всегда было так.
Вопрос. Как Вы относитесь к о. Серафиму (Роузу)?
о. Георгий. Да. Был такой писатель, член «карловацкой» церкви, зарубежной, с которой официальных отношений у нашей церкви нет, но есть чисто человеческие, христианские. Эта церковь придерживается очень консервативных позиций. Я выразил свое отношение к Роузу в статье, напечатанной в журнале «Православная община», в послесловии к его книге «Православие и религия будущего». Что хорошо, то хорошо — у него действительно есть ревность о чистоте Православия, о возрождении христианства на Руси. Но когда он «перегибает палку» и слишком много отрицает, — это позиция некомпетентная, не богословская. О. Серафим (Роуз) и не был богословом. Люди у нас забыли, увы что значит богословие, и на это не откликаются.
Вопрос. Как Вы лично относитесь к о. Александру Меню, и на каком языке ведутся у вас службы — на русском или на церковнославянском?
о. Георгий. Как я лично отношусь к о. Александру Меню, уже было сказано в моих проповедях после его убийства — три года назад. Я говорил о положительных и отрицательных сторонах его практики. Знал я его достаточно хорошо и высоко ценил за дар бесстрашной проповеди Евангелия, успешной проповеди. И тем не менее не считал чем-то зазорным высказывать ему критические замечания при условии, что можно было предложить нечто лучшее. Я не признаю критику, в том числе в адрес о. Александра Меня, если ничего взамен не предлагается. Вы сделайте лучше, тогда посмотрим. Вся современная критика — это мыльный пузырь, и носит неприятный оттенок. Многие критикуют людей, которые отдают всю свою жизнь Богу и работают на полный износ, сами не делая десятой доли того, что делают они. А ошибаться может каждый, и святые отцы ошибались. Это видят те, кто читал их всерьез. А тем более могли ошибаться выдающиеся деятели, но не канонизированные, как о. Александр Мень. Мы должны быть благодарны ему за то, что он сделал. А если хотим исправить ошибки — давайте сделаем хоть что-нибудь лучше него.
Сейчас у нас службы идут на церковнославянском языке. Но совсем недавно часть службы мы совершали на русифицированном, и Священное писание читали по-русски.
Задание разобраться с русским языком в церкви теперь дано Богословской комиссии при Синоде, которая недавно была образована. Пусть же церковь разберется, если такой вопрос стоит, а мы потерпим. И пока, чтобы не смущать людей, перед которыми этот вопрос стоит, будем совершать богослужения на церковнославянском. Но для оглашения это будет большой потерей. Чтение Евангелия по-русски сегодня необходимо, а также проповедь после каждого такого чтения. Но после чтения по-славянски проповедовать, увы, довольно трудно, если не невозможно.
* * *
Теперь я расскажу вам о храме. Сегодня вы все пришли в храм. Кто-то первый раз, кто-то не первый. И вот вы входите в дом Божий. То, что вы сейчас здесь на оглашении — не случайно. С древнейших времен христианства, и на протяжении многих, а не только самых первых веков, было так. Не думайте, что мы обращаемся к какой-то мифической практике самых первых веков. Нет. Существует многовековой церковный опыт. И на протяжении всех этих веков было положено совершать катехизацию при храме. Да, не всегда в храме, так как были очень большие притворы, в которых и положено было это делать. В древности почти половину храма занимал притвор, иногда больше, чем половину. В притворе и собирались оглашаемые для научения.
Более того, очень большая часть нашего богослужения была связана с таким научением: вечерня, утреня, часы, литургия оглашаемых, все, кроме литургии верных. Все эти службы были и, может быть, прямо связаны с оглашением, научением жизни христианской. Для этого надо было читать Писание и тут же его трактовать, чтобы это Писание не было абстракцией для оглашаемых. В древности каждый епископ это делал, и каждый пресвитер, т. е. священник, а иногда дьякон и даже чтец.
Итак, вы пришли в храм и занимаетесь тем, чем положено заниматься в храме. Вы сидите в храме, но грех это или не грех? Когда вы заходили и садились, вы вряд ли думали об этом, хотя люди более старшего возраста могли подумать, что это, может быть, грех. Знайте же, что это не грех. Были разные практики в церкви, но вообще катехизация, как и большая часть богослужения, могут проходить сидя. Никакого греха в этом нет. В древности часто было положено сидеть на богослужении. Позднее, под влиянием аскетическо-монашеской практики, эти традиции отошли на второй план или вообще исчезли. И тогда все богослужения стали совершать стоя. Это вошло даже в какой-то образ благочестия в Православной церкви. В Западной церкви до сих пор сохраняется древний обычай — на богослужении сидеть. Правда, это делается не в катехизационных целях, или во всяком случае, до последнего времени было так.
Вы пришли и сели. Если вы в храме, это значит, что здесь совершается священнослужение. И все, что мы делаем сейчас, — это не лекция в клубе и не что-то подобное — это настоящее православное богослужение. И даже, если все мы соберемся в приходском доме (как мы будем это делать в дальнейшем), и на столе будет стоять самовар, а вы будете сидеть, пить чай и при этом мирно беседовать, но на те темы, о которых мы говорили в первой части встречи, и с церковными катехизаторами, а не вообще между собой — это будет тоже совершением богослужения. Пусть вас эти слова не смущают. В православных церквах сейчас нет общепринятой формы катехизации. Она была почти прекращена в середине XI в., вместе с переходом с детского на младенческое крещение. Как только кончилась катехизация в церкви, пусть уже и краткая — четырехнедельная, как это было на последнем ее историческом этапе, прекратилось такое представление о богослужении. Но это был солидный исторический срок — первое 1000-летие церковной истории. Просто так мы его сбросить не можем. Значит, нам приходится возрождать то традиционное православное сознание, которое было сдано в архив, а сейчас возвращается в связи с нуждами современной церковной жизни.
Если вы пришли на такое богослужение — это значит, что от вас требуется личное в нем соучастие, т. е. желание слушать то, что вам говорят, имея внутри себя благоговейное чувство или, как говорят на аскетическом языке, — страх Божий. Не дьявольский иррациональный страх, а Божий, чтобы не согрешить. Это предполагает некоторую строгость в вашем поведении, и внешнем, и внутреннем. Во внешнем это может проявляться очень просто — в вещах явных. Например, есть церковные традиции: женщине быть в платке, с покрытой головой, не в брюках. Не потому, что это смертный грех, а потому, что не принято женщине одеваться в церкви иначе. Считается, что это нескромно, а следовательно, некрасиво.
Современные светские и тем более мирские представления о красоте часто могут быть иные. Я думаю, что христианские представления, как правило, более глубокие. Посмотрим с другой точки зрения. Допустим, ваша работа (есть такие работы) требует, чтобы вы ходили на работу в джинсах. Если иначе нельзя, то ходите, но в храм вы ходите не как на работу. Джинсы — это рабочая одежда и красоты в них мало. Люди забыли о том, что это, прежде всего, рабочая одежда. Даже если она дорого стоит. Итак, в храм лучше придти одетой более скромно и торжественно. Другое дело, если вы оказались в ситуации выбора — или зайти в храм, но вы внешне не очень для этого подготовлены, или вообще пройти мимо. Тогда, как мне кажется, лучше зайти в храм, чем пройти мимо. Но насколько от вас это зависит, а в большинстве случаев это зависит от вас, старайтесь не нарушать этих традиций, которые в нашей церкви есть. Я не буду сейчас вам рассказывать откуда они взялись, каков их смысл. Если вы захотите, то спросите об этом своих катехизаторов. Это вещи достаточно простые и периферийные, но повторяю, это пример того, что в церкви нужно держаться скромно и стараться красиво одеваться и вести себя. Красота — не просто что-то внешнее, она от Бога, будем помнить об этом. Как и доброта. Это две стороны одной медали. Красота без доброты не существует, и наоборот, доброта без красоты.
В храме обычно стоят скамеечки. Если вы сели, то лучше ногу на ногу не класть, ни мужчинам, ни женщинам. Человек вошел в храм, хочет помолиться, но по привычке сел фривольно, развалясь, разбросав пальто, сумку, только не хватает сигареты. Вот это нехорошо. К слову, христианину вообще не к лицу ни курить, ни пить, ни совершать других подобных грехов. Помните об этом. Кажется, вещи простые, элементарные, но и их надо знать. Мужчина всегда должен быть подтянут, чисто одет, без головного убора. Это знак того, что «глава мужчины — Бог», как пишет апостол Павел. Это то, что касается преимущественно внешней стороны. Итак, старайтесь в храме, как и в жизни, держаться скромно и смиренно, не выпячивать себя. Если Бог захочет вас превознести, Он Сам это сделает. Не стремитесь к тому, чтобы вам это делали люди, а тем более сами этого не делайте.
Теперь я расскажу, что как в храме называется и как вы должны к этому относиться. Первое помещение, в которое вы входите, — притвор (не путайте с приделом). Притвор находится при входе с западной стороны. Все церкви обычно ориентированы с запада на восток, более или менее точно, хотя были и есть исключения из этого правила. В нашем храме тоже есть придел — Рождества Иоанна Предтечи *. Вы с улицы могли его видеть, — это еще одна маленькая главка. Как действующий придел он пока не существует, но архитектурно оформлен.
Вы вошли в притвор. Входя, помолитесь, перекреститесь, поклонитесь на восток. И вот перед вами алтарь. Все помещение за завесой называется алтарем, хотя алтарь в собственном смысле слова — только особый стол в центре, то, что мы называем святым престолом. Это главная святыня храма. На престоле совершаются таинства, хранятся главные святыни, и потому наша благоговейная почтительность в храме прежде всего обращена к престолу. Мы можем провести невидимую линию от входа в храм к этому центру алтаря. Условно назовем ее «красной линией». Она имеет особое значение. К ней мы еще вернемся.
А пока два слова об алтаре, о центральном алтаре. Слева, с севера, есть дверь, за которой находится часть алтаря, называемая жертвенником. Там стоит еще один стол — собственно жертвенник, где совершается часть литургии, являющаяся подготовительной к литургии верных — так называемая проскомидия, т. е. принесение. А с юга есть еще одни диаконские врата, они ведут в ту часть, которая называется дьяконник. Здесь часто хранятся различные сосуды, облачения и т. д., если нет отдельного помещения — ризницы.
Вся эта стена между предалтарным возвышением, т. е. солеей, и алтарем называется иконостасом. В этом храме он огромный, каменный, уникальный по архитектуре. Слово «иконостас» означает подставку под иконы, стену для икон, к которой они прислонены. Мы открыли этот храм три года назад, никаких икон здесь, конечно, уже не было. А раньше иконостас был высокий. В 1927 г. он погиб, как и многие здания этого монастыря.
Обычно на иконостасе размещается несколько иконных чинов. Внизу — местный, далее, вверх — деисусный, т. е. чин моления, праздничный, пророческий, праотеческий и т. д.
Не должно быть смешения служений, поэтому в алтарь никто не входит, кроме тех, кто совершает священнослужение или имеет благословение, в том числе и женщины. Но вообще женщинам вход в алтарь запрещен. Это поздняя церковная традиция, сложившаяся под влиянием мусульманства в XIV-XV вв. А до этого были женские служения, которые совершались и в алтаре. Там кроме епископа, пресвитеров, дьяконов, чтецов, пономарей и т. д. были диакониссы-женщины. В церкви они просуществовали долго, около 1000 лет (а до диаконисс было даже служение пресвитерид, до IV в.). Облаченные в священные одежды, все они причащались в алтаре перед престолом. Впрочем, и в наше время есть стремление в большинстве православных церквей мира возродить служение диаконисс. В начале века были рукоположенные диакониссы, были и их обители, в том числе в Русской церкви, но события ХХ в. не позволили продолжить эту работу.
Возвышение, на котором я стою, как уже упоминалось, называется солеей, и на нее также никто не должен восходить без особой на то надобности. Солея — место священное, и в древности очень строго соблюдалось правило, чтобы никто не поднимался на нее, потому что на солее совершались служения. По бокам солеи расположены правый и левый клиросы, т. е. места для хора. Перед центральными, царскими вратами находится амвон. В древности амвон доходил до центра храма и заканчивался большой кафедрой. С амвона читалось Писание и произносилась проповедь. В наше время это уже почти символический выступ. В этом храме амвон еще не восстановили. Вы можете подняться на солею только для того, чтобы, например, поставить свечку, приложиться к иконе, и надо сразу уйти. Стоять на солее не принято.
Что еще должно быть в храме? На стенах — иконы, перед ними — подсвечники и лампады, сбоку стоит столик для заупокойных поминовений, куда приносят приношения, если хотят помолиться за упокой. Если человек что-то туда принес, обычно не принято это брать обратно, ибо это пожертвование Богу, на храм, для клира. Но кутью (рис с изюмом) можно взять, чтобы сразу же раздать собравшимся в храме знакомым и незнакомым в знак благодарности и как напомнание о молитве за усопшего человека. Для этого и существует этот особый стол, канун, в центре которого ставится Голгофа, — Распятие с предстоящими, — Богородицей и апостолом Иоанном. Это и есть место для свечей и приношений за упокой.
Та часть, где продаются свечи, кресты, книги, и т. п., называется «ящик». Не очень красивое название, но оно есть.
В центре храма под паникадилом (люстрой) стоит аналой с иконами, а перед ними — подсвечник. Как раз на той самой упоминавшейся уже «красной линии». Если вы эту линию пересекаете, то положено всем верующим остановиться, повернуться на восток, перекреститься, помолиться и поклониться. Если стоит икона и перед ней подсвечник, то нехорошо ходить между иконой и подсвечником. Вы сами понимаете, что подсвечник стоит перед иконой, а не перед вами. К центральной иконе обычно прикладываются входящие в храм. Если вы встанете между подсвечником и иконой, то это будет нескромно, а для них — неудобно. Старайтесь не пересекать без крайней нужды «красную линию». Старайтесь соблюдать тишину. В храме это важно — вы не одни. Люди приходят в храм для молитвы, им нужно сосредоточиться, не всегда у них все хорошо. Нельзя об этом забывать. Приходят в храм принести Богу благодарственную, радостную молитву, но также молятся и за другие свои нужды, если нет общего богослужения. А если есть, то люди приносят одну для всех молитву, которую возглавляет священник.
Надо знать, как подходить к священнику, как его приветствовать. Это просто, но люди иногда этого не знают и теряются. Есть простейший ритуал. Если вам подойти к священнику, или ему к вам обратиться, то не надо кричать на расстоянии, а надо подойдя, первое, что сделать — попросить благословения. Священник о вас помолится, благословит вас. Так же надо поступать, когда вы расстаетесь со священником. Дьякон благословения не дает.
* * *
Вопрос. Кто проводит богослужения в церкви?
о. Георгий. Священник, хотя правильнее будет сказать «пресвитер», т. е. в переводе на русский язык — старший, старейшина, или епископ, что означает блюститель, надзиратель. В русском языке слово «надзиратель» звучит грубовато, поэтому мы используем его синоним — блюститель. К епископам относятся и другие подобные чины — архиепископы, митрополиты, патриарх. Титул и имя правящего епископа Москвы — Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
Вопрос. Как подойти под благословение?
о. Георгий. Это просто. Вы подходите, складываете руки вот так, лодочкой, правую ладошку на левую, и говорите: «Благословите!» Священник благословляет крестом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», кладет руку вам на руки, вы целуете руку, и все. Иногда более полным чином, более торжественно: целуете руку, щеку и опять руку, — если подходит к священнику мужчина. Если — женщина, то только руку. Иногда священник по каким-то причинам не дает целовать руку. Это возможно, но полный чин таков.
Вопрос. Как поставить свечку?
о. Георгий. Это тоже вещь простейшая, но если человек не знает, то лучше объяснить. Когда кто-то берет свечку, пусть зажигает сначала фитилечек, потом немного расплавляет на огоньке другой свечи конец своей свечки, чтобы она могла прилепиться к подсвечнику. Расплавил и быстро поставил в гнездышко. Она сама прилепляется, и не надо ее подправлять. После этого помолитесь, приложитесь к иконе и отойдите. Иногда же делают такие странные движения: зажгут свечку, потом пытаются накапать воск в лунку и так далее.
Вообще, повторяю, в храме требуется одно — память о том, что центральная святыня — это престол. Значит, когда вы уходите из храма, не надо останавливаться, стоя спиной к престолу. Это считается таким же неблагоговением, неуважением, как если бы вы разговаривали с другом и повернулись к нему спиной. Это вызвало бы у собеседника по меньшей мере недоумение. Даже боком к престолу стоять нехорошо, кроме каких-то оправданных случаев. Конечно, когда вы выходите из храма, вы невольно идете с востока на запад, но останавливаться, повторяю, не надо. Вот, собственно, и все.
Итак, если у вас есть благоговение, если вы соблюдаете молитвенную тишину, если вы не нарушаете молитвы других, сохраняете «красную линию», не становитесь на солею без нужды, то все в порядке. И на амвон вам вступать нельзя никак. Если вы находитесь на одной стороне солеи и хотите перейти на другую сторону, к другой иконе, то проходить по солее мимо царских врат тоже нельзя. Вам нужно обязательно спуститься, обойти центральный подсвечник и только тогда пройти. Вообще, на амвон вступают только те, кто имеет в церкви право проповедовать, ведь амвон предназначен для проповеди. Все остальные его не пересекают, на него не становятся даже, если нужно пройти быстро. Об этом тоже не забывайте, иначе вы можете попасть в неприятное положение.
И еще, простите, одна деталь. Я понимаю, что женщины по-разному себя украшают, но все-таки, если женщина идет в храм, то хорошо, чтобы губы ее не были накрашены. Потому что прикладываясь к иконе, кресту, или тем более причащаясь, сами понимаете, нехорошо на церковной лжице или на плате или даже на стекле иконы (не говоря о самой иконе) оставлять след помады. Кроме того, что пятна от помады трудно очищаются, у вас же самих это вызовет неприятное чувство. Всегда помните о других. Вообще, украшение человека на самом деле в другом, в духе. Я думаю, что вы меня понимаете. Как при посещении храма одеваться необходимо скромно и просто, точно так же простым и естественным должно быть и ваше поведение в храме.
Относительно таинств я уже сегодня говорил, что в них продолжают участвовать только те, кто участвовал в них до начала оглашения регулярно и по велению сердца. Если человек прежде, повторяю, по велению сердца, а не просто по внешнему послушанию и без всякого внутреннего желания, причащался и исповедовался, то пусть продолжает причащаться и исповедоваться. Хотя, должен признаться вам, что обычно мы стараемся не брать таких людей. Почему? Потому, что если человек регулярно причащается, значит, у него может быть духовный отец. Какой смысл браться за научение человека, которого может научить другой? Если же человеку некому помочь, тогда другое дело. Если мы начнем браться за оглашение всех тех, кто никогда не оглашался (хотя в принципе все верующие должны были бы пройти этот период научения христианской вере и жизни), то мы просто потонем, потому, что в нашей церкви оглашенных пока еще мало. Поэтому, коль скоро вы регулярно причащаетесь, сперва возьмите благословение ваших духовников, если таковые у вас есть, на оглашение в нашем Огласительном училище. Повторяю, это обязательно только для тех, кто, имея духовника, регулярно причащается и будет причащаться во время оглашения, чтобы не было потом какого-то недоразумения.
Я говорил сегодня и о том, что вы можете участвовать в богослужении. Можете совершать крестное знамение и т. д. Если вы пришли на литургию, и уже начинаете что-то воспринимать из того, что происходит, понимать какие-то слова, то вы обнаружите, что после первой части литургии — литургии оглашаемых, произносятся слова, обращенные к вам, оглашаемым: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви!». То есть — оглашаемые, помолитесь Господу. Это обращение именно к вам. И тогда в ответ вы поете: «Господи, помилуй!» Во всяком случае в нашем храме всегда так. В других храмах бывает по-разному. Если там нет оглашаемых, то поет хор, отвечая вместо них. Но у нас всегда много оглашаемых, и поэтому у нас нет никакой нужды, чтобы хор пел вместо оглашаемых, и вы сами поете: «Господи, помилуй!» Потом дьякон или священник обращается уже к верным, к полным членам Церкви: «Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Откроет им Евангелие правды. Соединит их со святей Своей соборней и апостольстей Церковью», и так далее. Несколько таких прошений о вас. И это очень ценно. За вас молится Церковь. Но когда Церковь так молится, все верные, молчите, этих слов не произносите: «Господи, помилуй!» Потом снова обращение: «Оглашеннии, главы ваша Господеви преклоните». То есть, приклоните головы ваши пред Господом. И вы не только внутренне, в духе, преклонитесь пред Ним, но и внешне, физически склоните голову. После этого читается молитва священника за оглашаемых, которая заканчивается возгласом: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». То есть: «Да и они с нами восславят вседостойное и прекрасное имя Отца и Сына и Святого Духа ныне, всегда и вовеки». Вы отвечаете: «Аминь», что значит — истинно, да будет так. Потом следует возглас: «Изыдите, оглашеннии, изыдите!» Вы тихонечко поворачиваетесь и благоговейно, без шума, без разговоров покидаете храм. Если к вам обращаются: «Изыдите, оглашеннии, изыдите!», вы, если не причащаетесь, уходите. Даже если вам очень хочется остаться в храме. Повторяю, за исключением тех, кто причащается.
И последнее. На всех службах, на которых вы присутствуете, вы можете подпевать хору.
Сейчас я прочту одну краткую молитву для тех, кто начинает оглашение. Это древняя церковная молитва именно для таких, как вы. А потом распределимся по группам по 20 человек, и уже в следующий раз вы встретитесь в своих группах.
Встаньте!
Господу помолимся! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Благословен Ты, Господи Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Который ото всех народов избирает Себе народ особенный, ревнителей добрых дел! Ты пришедших ко святой Твоей Церкви, рабов Твоих сих благослови, и открой им очи к разумению дивных чудес Твоих, открой им уши к слышанию божественных словес Твоих, присоедини их к оглашаемым народа Твоего, да во время благоприятное удостоятся возрождения и одежды нетления. Ты, Владыко Всесвятый, послал миру святое Слово Твое, дабы наполнить всех благоразумением Твоим, Ты изъял души рабов Твоих от лукавого, Ты и просвети их, и наставь на освящение Христа Твоего, и не разреши никакому лукавому духу иметь еще в них жилище! Ибо Ты Единый Избавитель рода человеческого и Тебе славу и благодарение приносим, ныне, всегда и вовеки.
Аминь!
v
[1] Начало публикаций см. в журнале «Православная община» № 4–6 за 1994 г. и № 1 за 1995 г.