Из проповедей во Владимирском соборе (сентябрь 1991 года)
• Годичный цикл проповедей во Владимирском соборе б. Сретенского монастыря публикуется в журнале «Православная община» начиная с № 3 за 1992 г.
26 СЕНТЯБРЯ. СЛОВО НА ИСПОВЕДИ
Братья и сестры! Мы с вами хорошо помним слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Да, тот, кто хочет идти за Ним, должен взять свой крест и следовать за Ним. А нам с вами, братья и сестры, не хватает именно этой самоотверженности в следовании за Христом, не хватает этого мужества, чтобы быть «крестоносцами». Это, может быть, самая большая беда нашей христианской жизни.
Самоотверженность и крестоношение — без этого не может быть устроения внутреннего. Это такие два принципа, которые на самом деле распространяются на все в жизни. Все можно делать самоотверженно, а можно и просто по долгу или от сих до сих, а при возможности — и меньше, чем до сих. Так и наше крестоношение часто становится чисто формальным, и чтобы оно стало живым, нам нужно взять на себя подвиг.
Мы с вами знаем, как в истории христианства люди брали на себя такие подвиги и буквально переставляли горы. Один человек так много мог сделать! А если два, три, четыре человека — это уже был целый скит, а более — целый монастырь. И сейчас удивляешься иногда, братья и сестры, когда приезжаешь куда-нибудь, где действительно живут два, три, четыре таких самоотверженных человека, несущих свой крест, удивляешься насколько они много успевают, насколько всегда все гармонично, красиво, радостно, светло. И думаешь тогда, почему же у нас этого не хватает? Вроде мы и трудимся, и заботимся о многом, а не можем даже, как говорится, обслужить себя, даже свои житейские дела не можем сделать, как следует. Начинаем раздражаться, злиться, осуждать других, переваливая на них свои беды, свои немощи, свои грехи.
Вот, братья и сестры, давайте попытаемся действительно подумать о том, что для нас крестоношение? Почему мы не бываем способны к самоотверженности? Ведь сейчас в нашей стране время такое, что без самоотверженности сделать нельзя ничего. Может быть еще можно немножечко сдвинуться как-то самому с мертвой точки, но что-то сделать, послужить ближнему, помочь Церкви Христовой без такой самоотверженности нельзя.
Братья и сестры, постараемся с вами вникнуть в подвиг крестоношения, подвиг самоотверженности, самоотвержения. Наверное, у всех нас иногда бывает миг, когда мы вдруг начинаем считаться, хвастаясь своими делами: вот, я сделал столько-то, а ты — столько-то, вот, я достоин поэтому того-то, а ты — того-то. Это всегда, братья и сестры, искушение, потому что невозможно думать, что мы правы в этих счетах. Мы не умеем как следует оценивать ни себя, ни других. И наверное, все-таки лучше всего стараться жить так, чтобы «правая рука не знала, что делает левая», чтобы вся наша жизнь была плодом крестоношения, плодом нашего духовного самоотвержения. Тогда человек с легкостью делает столько, сколько нужно. И он все успевает, и делает все в радости. Мы же знаем, что Крест Христов радостотворен, что несение креста, несмотря на все его тяготы в этом мире, всегда приносит радость, всегда приносит в нашу жизнь свет. Вот почему человек, действительно несущий крест, никогда не бывает в отчаянии, никогда не бывает в расслаблении, никогда не бывает в лености, никогда не теряет времени. И нам с вами, братья и сестры, нужно этому учиться. Если мы согрешили вот этой ленью, этой расслабленностью, то нам нужно покаяться и исправиться, взяв на себя свой крест.
Наверное, каждый из нас почувствовал бы себя неловко, если бы ему сказали, что у него очень маленький крестик, самый, самый маленький. И каждый, наверное, стал бы спорить: «Ну как же, ну что вы!» И каждый хотел бы доказать, что его крест далеко не самый маленький, далеко не самый простенький, не самый легонький. В то же время, если вдруг нам действительно выпадает возможность понести свой больший крест, мы тут же начинаем жаловаться, тут же об этом начинаем скорбеть, начинаем от этого убегать в противоречие самим себе.
Исправить какую-то ситуацию, кого-то простить, проявить терпение — это же тоже понести крест, братья и сестры. Мы знаем, что крест становится тяжелее тогда, когда мы делим эту ношу, берем на себя крест и ближних наших. Он становится тяжелее и в то же время легче. Господь целиком взял на Себя крест за грех всего мира. Это был самый тяжелый крест, но он был в этом смысле и самым легким, потому что он лишился тяжести мира сего, потому что он весь был соткан из Любви.
Вот, братья и сестры, нам с вами нужно каяться каждый день, когда мы не в состоянии понести, помочь понести крест наших ближних. Мы часто ропщем на свой крест и забываем, что отворачиваясь от ближних, мы только отягощаем свои грехи.
Братья и сестры, будем стараться, избегая личной гордыни, честолюбия, всего того, что привязывает нас к этому миру, что мешает нам нести свой крест, обращаться к Богу, обращаться к тайне Креста, чтобы действительно взяв свой крест, отвергнувши себя, последовать за Христом.
Каждый из вас, подходя за разрешительной молитвой, пусть вспомнит об этой заповеди и как бы даст обещание Христу не забывать о ней. Пусть все нам в жизни о ней напоминает: и образ страдающего ближнего нашего, и наоборот, вещи, очень для нас радостные. Пусть все это перед нами предстанет как напоминание о Христе и крестоношении.
Братья и сестры, вот все мы как православные люди несем крест, но часто забываем, для чего мы это делаем. Пусть для нас это явное крестоношение будет отражением сердечного, тайного, внутреннего. Тогда мы сможем расширить свое сердце, и не будет в нем тесно нашим близким, и тем более не будет тесно в нем Самому Господу нашему.
Аминь.
27 СЕНТЯБРЯ. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
СЛОВО НА УТРЕНЕ, ПОСЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ (ИН 12: 28–36)
Братья и сестры, христиане! Господь наш Иисус Христос, распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду, находившемся недалеко от места распятия. Иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю и Крест Господень.
Когда возносится от земли Христос, тогда все верные привлекаются к Нему, тогда князь мира сего изгоняется вон. И это, братья и сестры, происходит каждый раз, когда прославляется «подножие ног» Христовых — Крест Христов.
Вот и сегодня, воздвигая крест в сердцах своих и в душах своих, как и крест телесный, мы тем прославляем Христа и подножие ног Его, становимся привлеченными к Господу, и знаем, что этим князь мира сего изгоняется вон.
Братья и сестры, воистину надо веровать во Свет. «Ходите, пока есть Свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света». Это самое важное для нас обетование Христово. Нам нужно заботиться о том, чтобы не объяла нас тьма, когда ходящий во тьме уже не знает, куда идти, когда он, как слепец, мечется то направо, то налево, когда душа его не на месте, когда она неспокойна, потому что нет Света Креста Христова в такой душе.
Братья и сестры, нам нужно ходить во Свете. Нам нельзя сидеть сложа руки, нам нужно ходить пред лицом Божиим, нам нужно жить в Церкви Христовой, которая открыта нам Господом нашим Иисусом Христом.
Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ
(1 КОР 1: 18–24; ИН 19: 6–11, 13–20, 25–28, 30–35)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Действительно, братья и сестры, люди обычно ищут в этом мире то, что никак не сходится с нашей верой. Действительно, люди считают нас с вами юродивыми, т. е. уродами, потому что живем мы не так, как они, потому что мы убеждены, что жить надо совсем по-другому. Но в чем же тайна христианской жизни? Почему же мы с вами согласны называться уродами, почему мы согласны нести всякие поношения, всякие унижения, оскорбления в этом мире? Ради чего? Не по собственной же прихоти.
Братья и сестры, дело в том, что Премудрость Божия выглядит в этом мире, лежащем во зле, как юродство, как безумие, и символом этого безумия как раз и является Крест Господень. Однажды от одного неправославного христианина я услышал страшные слова, с которыми совершенно невозможно было согласиться. Он сказал: «Зачем я буду почитать Крест? Конечно, я признаю спасение во Христе, конечно, я понимаю, что и Его Голгофа, и Воскресение спасительны, но зачем же Крест? Ведь крест — это орудие казни, орудие пытки, страшное человеческое орудие смерти». Этот человек хотел безумие проповеди о Кресте, о Христе распятом приспособить к миру, с его критериями мудрости и знания, с его критериями чести, почтения, почитания, с его критериями отношения к Богу, как высшему для него Существу.
Братья и сестры, не случайно в Писании написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли». И дальше апостол Павел в Первом послании к коринфянам, которое вы сейчас слышали, так восклицает в полноте своей мудрости, обретенной во Христе и через Христа распятого: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего (т. е. мира сего, лежащего во зле)? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Воистину, братья и сестры, сколько мы видим вполне разумных и даже по-своему мудрых людей, которые пытаются учительствовать в этом мире, но их учительство ничего перед Богом и Церковью не стоит. Мы сейчас переживаем такой период нашей истории, когда каждый надмевается своим плотским умом и пытается всем и вся давать советы и всех учить, никак не соотнося это учение с высшей Правдой и Истиной Божьей. «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
Действительно, братья и сестры, без веры принять Крест Христов и проповедь о Кресте, юродивую проповедь, юродство проповеди, как говорит апостол, невозможно, но невозможно без Креста Христова и спасение. Именно то, что в этом мире как соль, как уродство, как безумие, то и явилось спасением людей. Кто хочет идти на смерть, кто хочет быть распятым в этом мире, кто хочет быть поносимым в нем, кто хочет, чтобы его забыли, потому что великих дел мира сего он не творит? Никто из тех, кто живет своим плотским умом.
К сожалению, братья и сестры, мы тоже иногда увлекаемся этим безумием мира сего. Иногда и нас увлекают его идеи, его пути. «Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости», — говорит апостол Павел. И действительно, люди цивилизованные ищут научной мудрости, философской мудрости, технической мудрости, а иудеи требуют чудес: «Сойди и покажи, где знамение Истины». Многие часто обращаются ко всякого рода мистическим учениям, ко всякого рода практикам, которые могли бы изумлять людей века сего (если они не знают Христа), но которые есть ничто. «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн», ибо нет здесь никакого чуда, которому можно было бы подивиться, «а для эллинов безумие», потому что это не рождает никаких новых форм цивилизации в этом мире. «Для самих же призванных, — как говорит апостол Павел, — и иудеев, и эллинов», воистину для всех тех, кто уже стал новым народом, кто уже не называется ни иудеем, ни эллином, ни русским, ни американцем, ни японцем, мы проповедуем «Христа, Божью силу и Божию премудрость». Вот сила нашей проповеди, вот наша Правда, вот Истина, явленная еще здесь, на земле, в этом мире, в мире, который не может ее принять, если не станет так же безумен, как и все мы во Христе!
Почитая Крест Христов, мы почитаем Голгофскую жертву Христа. Как ни важны для нас все святыни, которые хранит Святая Христова Церковь, самой высшей, величайшей святыней, источником всякой святости является Сам Христос, Его Крест, Его Распятие, Его Голгофа, эта жертва, принесенная однажды за всех и неповторимая никогда никем.
Братья и сестры, мы прославляем Христа распятого. Воистину драгоценны капли Его крови, Его безгрешного, пришедшего в мир спасти мир. Будем же ходить во Свете, пребывать в силе Жизни, в силе Духа так, чтобы Крест Христов не был тщетен для нас, так, чтобы грехи более не распинали через нас Христа.
Будем же, братья и сестры, верны Голгофе, верны Христу распятому, чтобы жизнь Его всегда жила и действовала в нас.
Аминь.
СЛОВО ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ
Братья и сестры! Каждый раз, завершая богослужение, литургию, службу, ради которой многие люди на белом свете отдали бы все, чтобы иметь возможность хоть каждый день совершать ее, мы с вами благодарим Господа и просим о том, чтобы Господь освятил всех на Него надеющихся, благословил всех Его благословляющих, чтобы Он благословил все достояние Свое. И это достояние — мы с вами, наши сердца, ибо Богу ничего другого больше не нужно. Мы с вами знаем великие слова Писания: «Чадо, дай Мне сердце твое». Если сердце наше отдано целиком Богу, то все исполнится, ибо этому учит нас Христос.
В этой «заамвонной» молитве, дорогие братья и сестры, мы просим не только о себе. Коли мы говорим, что мы — достояние Христово, ибо Он в нас и мы в Нем, то мы просим сохранить и полноту Церкви. Это великое прошение, дорогие братья и сестры! Церковь с древнейших времен, называлась «Полнотой Наполняющего все во всем», потому что Сам Христос есть Полнота. Для Православия единственно важным является вот это исполнение, вот эта Полнота, такая же, какая требуется при отдаче нашего сердца Богу. Мы отдаем Ему свое сердце вполне, и для Церкви важно, чтобы в ней пребывала эта Полнота, которая возвращается Тому, Кто ей ее даровал.
Братья и сестры, далее мы молимся: «Освяти любящия благолепие дома Твоего», т. е. «освяти любящих благолепие дома Христова». Это означает также: в полноте наполни Свою Церковь Духом и Истиной, которая всегда от Бога, которая и освящает. Мы знаем, что даже «всякая вещь, — как сказано в Писании, — освящается словом Божиим и молитвой», а уж тем более — сердце наше, если в него вселяется Сам Логос-Христос.
Но Христос вселяется и в эти каменные стены храма. Посмотрите, насколько они прекрасны для молитвы. Если бы мы еще имели возможность весь храм приготовить, как прекрасную невесту, то мы могли бы доказать эту свою любовь к нему, ибо то, что в нас, то и вокруг нас, и вы все это знаете. Поэтому Господь и освящает «любящих благолепие дома Его». Мы вчера вечером уже говорили, что всякое «подножие ног» Христовых и есть дом Божий. И весь мир — такой дом, и земля — такой дом, и Церковь — такой дом, и народ Божий — такой дом, и град Божий — такой дом, и храм Божий — такой дом, и каждый из нас — такой дом, и Крест есть «подножие ног» Христовых.
Нам с вами, братья и сестры, нужно больше проявлять этой любви к дому Божьему, так, как мы можем это вместить, так, как мы можем это понять. И это не должно быть только внешними действиями, надо любить «благолепие дома» Христова всем сердцем, всей жизнью своей.
Братья и сестры, поздравляю еще раз всех вас с праздником! Праздник Креста Христова будет продолжаться несколько дней. Размышляйте и дальше о том кресте, который вам нужно нести, который вы берете, отвергая себя.
Храни вас всех Христос!
28 СЕНТЯБРЯ. СЛОВО НА УТРЕНИ
Сегодня мы вспоминаем святого великомученика Никиту, который был сожжен за исповедание веры во Христа.
Святой Никита был ревностным христианином. Это был богатый человек, влиятельный в обществе. Но все свое влияние он направил на укрепление веры, когда в 70-е годы IV столетия римский император Юлиан Отступник пытался восстановить язычество. Великомученик Никита убеждал варваров в истинности христианства и приводил к крещению своим собственным примером.
И это нужно делать каждому христианину, нужно и убеждать людей, и показывать пример, свидетельствовать. В наше время многие люди ищут живого духовного примера, но ищут и живого слова. Дело в том, что всегда есть такая опасность: любой человек на земле — не ангел, всегда много согрешает, и любое согрешение человека может оказаться препятствием для принятия веры другими людьми, особенно если они относятся к этому человеку пристрастно, что бывает нередко, как вы прекрасно понимаете. Поэтому всегда можно найти повод для того, чтобы отвергнуть этого человека и его пример. Даже любой святой мог подать такой повод. А уж соблазниться без повода, как вы знаете, еще проще. И это бывало даже в отношении Господа. Господь что-то говорит, Его неправильно понимают, и люди уходят соблазненными: «Как можно есть тело и кровь? Разве это возможно?»
Вот поэтому мы с вами должны чувствовать это равновесие. Даже если человек — не великий святой, но несет верное учение и убеждает своей верой, то великая ему похвала. Апостол Павел говорил, что ревнуют люди о вере, кто чисто, кто нечисто, но он радуется и тому, и другому, лишь бы распространялось учение, лишь бы распространялся Cвет Христов. Конечно, лучше ревновать чисто, чем нечисто. Некоторые это делают из любви к словопрениям, некоторые с корыстью, кто как. Но если человек это делает, если его слышат, если он это делает убедительно, пусть даже не показывая достойного, великого примера, то это может привести к цели. Мы с вами знаем, что когда мы ссылаемся на Евангелие, когда мы не свои слова говорим, а то, что нам положил Господь, каждый человек реагирует именно на эти слова, он о них размышляет, о них думает. Если бы мы говорили что-то только от себя, то это, может быть, было бы совсем не интересно. Но если человек говорит от Бога, пусть даже не всегда будучи достойным этих великих слов, которые он произносит, то тогда эти слова действуют.
Мы очень часто делаем то, что превышает нас, и говорим то, что превышает наши силы. Это и для нас великое дело — проповедуя, мы как бы тоже включаемся в число тех, кому проповедуем. Когда человек говорит что-то из слова Божьего, он проповедует не только другим, но и самому себе тоже, он, уча других, учит и себя. Так что польза есть в любом случае.
Конечно, если человек — явный злодей, то его просто никто не будет слушать, какие бы великие слова он ни произносил. Но если это не так, а есть просто недостаток духа, недостаток силы духовной, то тогда слово Божие может вдохновить и проповедника. Таким образом, хочу вам сказать, что бы ни было с вами, даже когда вы, может быть, и не на самой высоте духа, свидетельствуйте о Боге, проповедуйте убеждением, словом. Но если у вас есть возможность при этом показать еще и пример собственной христианской жизнью, то ваше слово будет особенно действенно, особенно сильно.
Аминь.
v
28 СЕНТЯБРЯ. СЛОВО ПЕРЕД МОЛЕБНОМ НА НАЧАЛО НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ
Братья и сестры! Мы начинаем с вами молебен перед новым учебным годом. Всякое доброе дело должно начинаться с молитвы, с благословения Божьего. Если мы хотим, чтобы наши дела были добрыми, они должны быть сделаны во имя Добра, во имя Красоты, во имя Любви, т. е. во имя Божие. Вот поэтому мы сейчас с вами и будем прежде всего молиться.
СЛОВО ПОСЛЕ АПОСТОЛА НА МОЛЕБНЕ
(ЕФ 1: 16–20, 3: 19–21)
Братья и сестры, христиане! Мы сейчас молились за вас, чтобы, как говорит апостол Павел, «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал нам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца нашего, дабы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его и богатство славного наследия Его для святых». Смотрите, как интересно: мы с вами должны познавать и надежду нашего призвания, и богатство славы. Но я хотел вам сейчас сказать, что мы просим, прежде всего, чтобы Бог «просветил очи сердец наших» и «дал (всем) нам духа премудрости и откровения к познанию Его».
У каждого есть очи физические, каждый смотрит на мир и что-то видит, что-то познает через это видение. Но есть «очи сердца», и мы с вами просим об одном — чтобы Бог помог нам познать «богатство премудрости и откровение» Его, чтобы мы познали Господа нашего Иисуса Христа. Для этого и нужны нам духовные очи, «очи сердца нашего».
Как бывают физически слепые люди, или душевно бесчувственные, точно так же бывают и духовно слепые. И вот это очень опасно. Мы с вами должны помнить, что с самого раннего детства, не со школьного возраста, а значительно раньше, человек должен заботиться о том, чтобы очи сердца его открылись. И очень много бед приносит человеку то, если они закрыты, если не видит он очами сердца своего. Поэтому подумайте о себе, в каком бы классе вы ни учились, сколько бы ни было вам лет, — открыты ли очи вашего сердца или закрыты, познали ли вы Господа нашего Иисуса Христа, преуспеваете ли вы в познании или еще только думаете о познании внешнем, которое сегодня есть, а завтра забылось.
Конечно, нужно иметь познание для того, чтобы быть культурными, цивилизованными людьми в этой жизни, в этом мире. Но самая главная цель человека в этой жизни — иметь открытые очи сердца, духовные ваши очи, чтобы видеть Истину и Правду в этом мире, чтобы видеть, где нет этой Истины, где нет этой Правды, нет справедливости, чтобы вы могли сами жить по правде и по любви в познании Господа и в этом другим помогать.
А это нужно и взрослым, это нужно и детям — это нужно всем. Ради этого мы сегодня с вами и собрались здесь, чтобы продолжить наши занятия в воскресной школе, чтобы вы никогда потом не сказали: «Я и хотел бы хорошо жить, и хотел бы никогда не обижать никого, и хотел бы никогда не творить неправды, но мне никогда об этом ничего не говорили, меня этому не учили, я не знал, как это делать».
К сожалению, многие взрослые люди и рады были бы избежать многих грехов и ошибок, но они не были научены прежде тому, чтобы духовные очи у них были открыты постоянно. А вы, дети, родились уже сейчас, в то время, когда вам открылась эта возможность, открылась с раннего детства.
Никогда не уставайте учиться духовной жизни. Есть науки физические, есть науки гуманитарные, а есть и духовные науки. Тот, кто научен духовной жизни, не будет творить зла, не будет творить неправды, тот сможет и других научить, как следует жить, причем без превозношения, без гордыни, без того, чтобы унизить какого-то человека. Поэтому давайте сейчас продолжим нашу молитву Господу, Который благословляет детей, Который любит детей и Который учит детей словом Своим для вашей радости и спасения.
Аминь.
СЛОВО ПОСЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА МОЛЕБНЕ (МК 10: 13–16)
Вот отрывок из Евангелия, который говорит о том, что было, когда Господь жил на земле. Он сказал ученикам Своим, которые не понимали Его: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И это касается всех вас. Царство Божие принадлежит детям и тем, кто по вере — как ребенок, кто чист, кто доверчив, кто не хочет неправды, кто не хочет никакого лукавства, никакого зла. И видите, когда пришли дети, Господь обнял их. И сегодня Господь как бы всех вас обнимает, возлагая руки на вас и благословляя вас, чтобы вы возрастали в премудрости и разуме.
Аминь.
СЛОВО ПОСЛЕ МОЛЕБНА
Мы начали с вами новый учебный год. Это ведь радостно, этого всегда ждешь, этого всегда хочешь, хотя все мы знаем, что нужно будет и потрудиться. Без труда ничего в жизни получить нельзя. Поэтому сейчас возложите надежду на Господа и помолитесь Ему, чтобы ваше учение было успешным и полезным и для вашего сердца, и для вашей души, и для всех вас. А сейчас все подходите, прикладывайтесь к кресту и пойте: «Тебя, Бога, хвалим».
Аминь.
СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ, ПОСЛЕ ПАРИМИИ (3 ЦАР 17)
Братья и сестры, христиане! Вы сейчас слышали о том, как Илия пророк воззвал к Господу и сказал Богу: «Господи, Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» Пророк Илия умел различать добро и зло. Это было его преимущественное качество. Именно поэтому он почитался за великого пророка, который знал, что такое добро, знал он и что есть зло. Он хорошо знал, братья и сестры то, что чья бы то ни было смерть на земле есть зло. И поэтому он посмел даже Богу вменить в вину умерщвление сына бедной вдовы. Конечно, не Бог был виноват в этом зле. Конечно, «Бог зла не творит», и Бог, как вы слышали далее, сделал то, о чем просил Илия, и вернул жизнь отроку.
Мы с вами тоже, дорогие братья и сестры, знаем, что последний враг Богу здесь на земле — это смерть. Не случайно мы с вами исповедуем такую веру, которая утверждает только абсолютное торжество жизни. Наша с вами вера утверждает жизнь. Наша вера знает, что всякое умерщвление живого есть зло. Если человек умирает — это всегда зло, потому что человек — вместилище духа и души.
Братья и сестры, не случайно этот отрывок читался сейчас, когда мы пришли прославить Воскресение Христа, Который показал нам, что есть торжество добра, что есть торжество жизни над смертью, добра над злом. Действительно, есть враг на земле, и он действует, когда зло поглощает плоть человеческую и человек умирает.
Конечно, мы знаем, что человек, обретший дух Божий, не умирает вовек, что он обретает жизнь, что он воскреснет. Это дано нам в откровении Христовой любви, в откровении истины Воскресения Христова. А то, что произошло в древности с пророком Илией, прообразовательно. Это прообраз того, что Бог посылает жизнь, когда, кажется, нет никакой надежды на эту жизнь, на ее победу, когда кажется, что нужно смириться со злом, смириться с этой смертью.
Но человек бунтует и не смиряется со злом. И здесь он един с Богом, Который никогда не допустит торжествовать злу. В тех или иных ситуациях это было явлено еще в Ветхом Завете, как, например, в случае с сыном этой бедной вдовы. Окончательная же победа — победа во Христе, которую мы и прославляем сегодня.
Аминь.
29 СЕНТЯБРЯ. СЛОВО НА ЛИТУРГИИ,
ПОСЛЕ АПОСТОЛА (ГАЛ 2: 16–20; ЕФ 5: 17–33)
Братья и сестры, христиане! Мы сейчас слышали о том, как апостол Павел учит нас вере во Христа, как он говорит нам о том, что делами плоти никто не может оправдаться пред Богом. Он считает, что закон, покуда его исполнить до конца никому в жизни не удается, оказывается не спасительным. Спасительной же оказывается только благодать и вера, т. е. тот дух, который, соединившись с Богом в человеке, действительно дает человеку Жизнь божественную и вечную.
«Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Это великое откровение для нас с вами, дорогие братья и сестры. Мы же тоже еще живем по плоти и тоже стремимся сораспяться Христу, как было обещано нами в день нашего святого Крещения. Так сораспяться, чтобы жить уже не самому по себе, отдельно, а чтобы жил в нас Сам Христос — сей Человек, Который объединяет Собою все праведное и истинное на небе и на земле.
И тогда уже, действительно, поступай, как хочешь, тогда уже нет закона на таковых. Никакого закона, братья и сестры! Человек, сораспявшийся Христу, не будет грешить, потому что сораспяться Христу можно только в любви, только заключив брак со Христом. Если человек сораспялся Христу, то он не согрешит, а если грешит человек, то значит, он себя делает, по словам апостола Павла, преступником.
Не о том говорит апостол Павел, что все сразу становятся совершенными, что не нужно будет уже идти по пути совершенства, однажды приняв веру и в сердце свое Христа. Нет, братья и сестры, ведь мы знаем, что всякий человек, пока он живет, много согрешает. Под грехом же апостол Павел здесь подразумевает другое, то, что отлучает нас от Бога, что является вольным грехом, что свидетельствует о нашем равнодушии к Богу, ко Христу, к Его Любви, к Его Вере, к Его Церкви.
Братья и сестры, действительно, и живя во плоти, мы стараемся жить лишь верой в Сына Божия, Который возлюбил нас и предал Себя за нас. Это кратчайшее исповедание веры, это краткий символ веры, сохранив который в сердце своем, мы можем достичь Небесного Царства. А что может быть больше такой любви, братья и сестры? Господь наш Иисус Христос возлюбил нас и предал Себя за нас. Не то же ли делаем мы, когда становимся членами Церкви, Церкви, которая находится в Браке со Христом? Не то же ли делаем мы, когда вступаем и в брак человеческий, если он во Христе, если он — по образу Брака Христа с Церковью?
Вот сейчас, когда перед нами новобрачные (в церковном смысле) Андрей и Марина, мы радуемся, что они совершают великий шаг, прося вместе со всей Церковью благословение Божие на свой брак, чтобы не было это лишь только земным делом, хотя тоже великим, но лишь земным, как это бывает во множестве случаев в человеческом обществе.
Братья и сестры, сейчас вы слышали и слова апостола о том, что друг другу надо повиноваться. Если есть эта любовь между нами, то всякая гордыня, всякое противление себя другим, жесткое и неоправданное, мешает пролиться духу любви в сердца наши. Апостол повелевает нам исполниться духом и благодарить за все «Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». А далее следует апостольское наставление всем, вступающим в брак и живущим в браке.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям», — говорит апостол Павел, обращаясь почему-то в первую очередь к женщинам. Впрочем, наверное, потому, что всегда это было проблемой в
человеческом обществе, не только в наше время. «Повинуйтесь своим мужьям, как Господу», т. е. как единому господину, высшему, потому что «муж есть глава жены, так же как Христос — Глава Церкви, Он же и Спаситель всех». Значит, и муж должен постоянно заботиться о спасении своей жены. И «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям должны повиноваться во всем».
А дальше апостол обращается к мужьям, потому что нехорошо было бы наставлять одних жен, ничего не сказав мужьям, на которых лежит такая огромная ответственность за своих жен, за свою семью, а не только за себя. «Мужья, — говорит апостол, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Это почти то же самое, братья и сестры, что мы слышали сегодня в предыдущем чтении: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Вот так и здесь. Муж должен, подобно Христу, возлюбить свою жену так, чтобы ничто не могло ее отлучить от любви Христовой, так, чтобы, если нужно, предать всего себя до смерти за нее, чтобы освятить ее, очистить.
Дальше мы видим удивительную параллель. Апостол Павел говорит, что Христос и Церковь — как муж и жена. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя». Действительно, Христос любит Свою Церковь и спасает ее, потому что это Его тело. И муж любит свою жену, как свое тело. «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, — говорит апостол, — но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».
Велика тайна брачного единства! Воистину, когда Господь сочетает, ничто человеческое не должно разрушать это единство.
Велика тайна единства Христа и Церкви, тайна попечения Его о ней, и также велика тайна Брака, который совершается в Церкви!
Мы верим, что наши возлюбленные брат и сестра, наши новобрачные Андрей и Марина будут слушаться голоса Христова, голоса Самого Господа, чтобы исполнить все, что им дается, открывается Богом во славу Его, во славу Его Церкви.
Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ,
ПОСЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ (МК 8: 34 — 9:1)
Дорогие Братья и сестры! Одной из центральных заповедей Господа является заповедь о том, чтобы мы отвергли себя и взяли крест свой, следуя за Ним. Если мы хотим сберечь свою жизнь, то мы должны как бы потерять ее, потерять, чтобы не потерять самой Жизни вечной. «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, — говорит Господь, — тот сбережет ее». Нам с вами нельзя даже постыдиться Господа и Его слов в этом мире, потому что тогда постыдится и нас Господь.
Братья и сестры, кто действительно отвергает себя и несет свой крест, тот, еще не увидев смерти на земле, увидит пришедшее в силе Царство Божие. Мы с вами знаем, что сила Царства Божьего раскрывается в сердцах всех верующих во Христа. Мы знаем, что эта сила есть сила божественного Света, сила просвещения нашего.
В первую очередь это нужно напомнить нашим новобрачным, потому что они должны возлюбить друг друга так, чтобы друг за друга жизнь свою отдать. И тогда благоухание и свет Небесного Царства изольется в сердцах их и вокруг них.
Аминь.
30 СЕНТЯБРЯ. МЦЦ. ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ
И МАТЕРИ ИХ СОФИИ. СЛОВО НА УТРЕНЕ
Дорогие братья и сестры! Сегодня день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших около 137 года н.э. В нашем народе замечательно празднуется этот день. Все его знают, хотя, к сожалению, не все приходят в храм для того, чтобы помолиться. И прекрасно, что этот праздник в народе стал отмечаться очень широко. Хотя по уставу он ничем не выделен, это простой будничный день. Тем не менее все говорят: «Вот завтра — Вера, Надежда, Любовь», и некоторые добавляют: «И мать их София».
Надо сказать, что это не случайно, это тот редкий случай, когда плод дает одна, казалось бы, незначительная деталь. Имена этих греческих мучениц звучали, естественно, по-гречески, так, Любовь — Агапи, Вера — Пистис, Надежда — Элпис. Непереведенным осталось лишь имя их матери — Софии, но сейчас всем известно, что оно означает «Премудрость». И хотя многие не знают, как эти имена звучат в Греции, даже наиболее распространенное из них Агапи — Любовь и то не все знают, люди очень хорошо понимают, что значит эта троица. Она связалась в памяти людей с троицей добродетелей, которые, по словам апостола Павла, пребывают теперь. В знаменитой 13 главе Первого послания к Коринфянам говорится: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Я хотел бы вам сейчас прочесть небольшой отрывок из жития, чтобы вы знали о тех, кого мы сегодня вспоминаем…
Вы, конечно, помните, что в правление императора Нерона начинаются гонения на христиан. Вначале для римских властей не было разницы между иудеями и христианами. Они воспринимали христиан просто как иудейскую секту, считая, что христиане поклоняются некоему «Хресту». Они даже верно не выговаривали это имя и неточно переводили его (греческое слово «Христос» означает «Помазанник»). Вы помните, что тогда император Нерон обвинил народ, и в первую очередь христиан, в поджоге Рима, и это послужило основанием для первого большого гонения в Риме. А уже к концу I века синагога отделилась от христиан, от Церкви и стала предавать их анафеме в своих молитвах. Тогда Церковь самоорганизуется, ибо уже невозможно было путать христиан с иудеями.
И вот, при императоре Адриане, а также при других просвещенных императорах, знаменитых императорах, в том числе и при Марке Аврелии, происходят новые гонения на христиан. Плиний Младший подлил масла в огонь, сам того не желая. Он стал спрашивать императора, что ему делать с таким огромным множеством христиан, которые распространились в Малой Азии, где уже в начале II века большинство населения составляли христиане. И император, просвещенный и мудрый, знающий закон, ответил, что разыскивать их не нужно, но если где-то обнаружится христианин, который не хочет воздавать божеских почестей императору, то его следует казнить. Так и началась длительная эпоха гонений на христиан, потому что это послание императора было не частным письмом, а письмом, которое имело законодательную силу и долгое время не могло быть отменено…
Христиане же очень заботились о том, чтобы воспитывать детей в своей вере. Было невозможно, чтобы родители исповедовали одну веру — христианскую, а дети — другую. Невозможно не потому, что детей держали на привязи, а потому, что вера родителей была такой силы, что почти не было случаев отступничества. А если человек на какое-то время и соблазнялся страстями молодости, ходил-ходил из религии в религию, из секты в секту, то он все равно потом возвращался в святую кафолическую Церковь. Вот и здесь мы видим пример того, как св. София, твердая христианка, воспитывала своих дочерей в вере. И здесь не могло быть отступничества…
Но как много, дорогие братья и сестры, было отступничества в наш век, просто из-за страха, или просто из-за материальной выгоды, или просто из-за удобства своей жизни! И до сих пор часто такое бывает. Да еще совсем недавно так было: в партию нужно вступать обязательно, иначе будешь не как все, иначе будешь выделяться, надо и в комсомол вступать, надо и в пионеры — везде надо, все надо, иначе как-то неудобно будет. И люди готовы были идти на любой компромисс, в результате чего дети вообще отходили от Бога и потом портили жизнь и себе, и родителям, и близким.
Чисто человеческие, меркантильные соображения побеждали во множестве случаев. Это не отдельные исключения, братья и сестры! К сожалению, это часто было правилом в поведении многих христиан. Если еще сами бабушки, дедушки сохраняли веру, то передать ее другим они были совершенно не в состоянии, но отчасти и потому, что не были сами научены вере, не знали ее как следует. Сердце им говорило, что они на правильном пути, но что-то сказать из Писания, из учения Церкви они не могли.
Хорошо, если еще было отзывчивое сердце у детей. Тогда проходили годы, время, и они вспоминали своих бабушек и дедушек, которые их, может быть, украдкой водили в детстве в храм. Потом через многие годы страданий, ошибок, грехов некоторые люди все же приходили снова в церковь. Но сколько же времени для этого требовалось! Даже сложили легенду о том, что приходить в церковь надо только к концу жизни: мол, придет время, тогда мы и пойдем в церковь (это значит, — где-то ближе к пенсии). Вот насколько исказилась наша с вами христианская жизнь, насколько она далека от той великой традиции Церкви, которая всех верующих укрепляла в вере и в христианской жизни…
Все так просто в житии святых мучениц! Никаких чудес, никаких эффектов истории, ничего интригующего, завлекательного, внешнего в нем нет. Очень простое житие. Слух о благо
нравии, уме и красоте девочек дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть. И узнав об их вере, он захотел склонить их на свою сторону властью (а всем имеющим хоть малую власть кажется, что их власть неоспорима), но получил отказ, в результате чего по действующему государственному законодательству того времени (все законно!) девочек убивают. И они, естественно, становятся мученицами, потому что исповедовали веру до смерти своей. А мать, которая их утверждала в вере, через три дня умирает рядом с могилой дочерей, не выдержав этого, но выдержав самое главное — испытание в вере, испытание духа. И она становится почитаемой как святая мученица Церкви Христовой. Все, видите, очень просто.
Я вам обещал, братья и сестры, рассказать не только об известном уже сейчас нам смысле сегодняшнего праздника, но и о его духовной стороне, которая определила бессмертную память и почитание этих святых. В нашем народе, слава Богу, много Вер, Надежд, Любовей и Софий. И мы в храме здесь, слава Богу, ныне видим тех, кто носит имена этих святых. Они сегодня пришли, нашли возможность побыть в храме на молитве, чтобы прославить мучениц Веру, Надежду, Любовь, и мать их Софию. Наверное, все-таки каждый немного гордится своим именем, каждый чувствует, что оно значительно, и каждому приятно, если он имеет такое имя: Вера — в вере утверждается жизнь человека; Надежда — «мы спасены в надежде», — говорит апостол Павел, и сколь это важно; Любовь — «Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви пребывает в Боге», — говорит апостол Иоанн.
Вот такие это замечательные имена и добродетели, даже не добродетели, а нечто большее, потому что вера, надежда, любовь — это состояние духа. Поэтому их даже нельзя назвать добродетелями. Добродетель возникает уже на основе того духа, который вселяет в нас веру, надежду и любовь, если эта вера — святая, истинная, если эта надежда — не ложная, если эта любовь — не лицемерная.
Интересно и то, что матерью такого замечательного духовного состояния человека называется «премудрость». Премудрость — это то же, что и закон Божий, на богословском языке это то же, что и заповедь, воля Божья. И вот премудрость становится «детоводителем ко Христу», т. е. к вере, надежде, любви.
Многие спрашивают: «А как мне обрести веру? Мне не хватает любви, и я не знаю, что делать, откуда я возьму эту любовь?
Где я возьму надежду, если на меня сыпятся несчастья, и уже нет никаких оснований для надежды?» Так вот, всякому такому человеку как раз и нужно ответить, что матерью, порождающей Веру, Надежду и Любовь, является София, святая София, святая Премудрость Божия, которая не случайно с древних времен воспитывалась в людях, даже если они и не знали этих греческих слов. Воспитывалась потому, что с детства людей приводили к тому, чтобы исполнять заповеди Божии, почитать заповеди Его, познать их. Хотя, к сожалению, не всегда это делалось полно.
И Премудрость Божия прославляется в Священном писании. Она призывает нас к Богу. Человек рождается тогда, когда он откликается на ее зов, тогда он рождается в Духе, рождается в Вере, Надежде, Любви, а значит — в Боге.
Вот, братья и сестры, что требуется от нас. Все значительно проще, нам не нужно ехать за море, куда-то далеко. У нас есть та Вера, которая вместе с Надеждой и Любовью порождена Премудростью Божией. И ее нужно только утверждать, ее нужно укреплять в себе и вокруг себя.
Аминь.
Храни вас всех Господь!