Доклады на Пятой международной конференции по христианскому образованию
(август 1994 г. (Халки, Турция))
Пятая международная конференция православных богословских школ была организована СИНДЕСМОСом—молодежной православной организацией при поддержки Вселенского Патриархата. Конференция проходила с 13 по 20 августа 1994 г. в православном монастыре Святой Троицы на острове Халки, близ Стамбула. На конференции обсуждались проблемы современного богословского образования. В конференции принимали участие более 70 человек, среди которых были профессора богословия, специалисты по подготовке катехизаторов, преподаватели, студенты из 15 стран, которые представляли 30 православных богословских учреждений, объединенных СИНДЕСМОСом.
Конференцию открыл Вселенский Патриарх Варфоломей I, который в своем вступительном слове подчеркнул историческое значение этого совещания представителей богословских школ, первого совещания такого рода.
Среди основных участников конференции были епископ Диоклийский Каллист из Великобритании, епископ Питтсбургский Максим (США), о. Фома Хопко, ректор богословского Свято-Владимирского института в Нью-Йорке, о. Владимир Воробьев, декан Православного Свято-Тихоновского Богословского института, о. Георгий Кочетков, ректор Московской высшей православно-христианской школы, о. Георгий Кондофра, профессор института экуменизма в Боссе (Швейцария); Димитра Кукура, первая женщина-профессор богословского факультета в Фессалониках (Греция).
Во время пленарных заседаний было сделано несколько сообщений на различные темы, в том числе о миссии православного богословского образования в современном обществе; богословском образовании в Священном писании и в истории; богословском образовании и приходской жизни; проблемах богословского образования в современных условиях; экуменизме.
В своем сообщении на тему «Богословское образование в Писании и у святых отцов», которое явилось как бы введением в основную тему, епископ Каллист поставил на первый план парадокс теологии. Теология—не просто предмет академического изучения или тема для спекуляции религиозного характера, а способ стать церковным человеком. Теология, по его мнению, не что иное, как «теория», созерцание. Она предполагает причастность живому Богу. Епископ Каллист выделили 4 положения, которые позволяют прийти к подлинному богословскому видению: харизма (дар Божий), таинство, катарсис (очищение), исихия (внутреннее безмолвие).
В том же духе о. Георгий Кондофра говорил об исторических перспективах богословского образования. «Богословское обучение,—сказал он,—не ставит конечной целью только профессионализм, оно соответствует прежде всего служению, »литургии в Церкви". О. Фома Хопко остановился на целях богословского образования в современных условиях и в будущем, ставя акцент на серии вопросов: что нужно оставить и что нужно менять в Церкви, личность и авторитет, индивидуальность и общность, единство и разнообразие, отношения мужчин и женщин.
Обсуждение вопросов (богословское образование и церковная жизнь, священство и миряне, диалог с дохалкидонскими церквами, педагогические методы, отбор студентов и факультеты) позволило глубже проанализировать поставленные проблемы. Программа конференции также предполагала посещение основных храмов и православных общин Стамбула (бывшего Константинополя) и его окрестностей; и участие в торжественной литургии, возглавляемой Патриархом Варфоломеем I, в день Успения Божией Матери 15 августа.
Конференция приняла перечень рекомендаций и первоочередных действий, направленных на поддержание развития богословского образования внутри церквей. В этом документе говориться о необходимости тесных связей между верой и познанием, которая должна находить свое выражение в литургической общинной жизни, а именно в евхаристии и в церковной жизни.
Эти два приоритета должны составлять фундамент богословского образования.
Участниками конференции была подчеркнута необходимость находить новые формы богословского обучения, отвечающие нуждам современного мира. Некоторые участники, к тому же, предлагали ввести в программы обучения психологию, социологию и другие дисциплины, связанные с гуманитарными науками. Наконец, документ подчеркивает, что особое внимание должно быть уделено новому поколению студентов, состоящему из мирян, которые посещают богословские лекции для обогащения своих познаний, своей духовной жизни, при этом необязательно хотят стать священниками.
С целью повышения единства и сотрудничества между школами участники предложили систематический обмен педагогическими материалами, программами и опытом, а также обмен студентами и преподавателями. СИНДЕСМОСу было поручено развивать сотрудничество на интернациональном уровне между православными богословскими школами и подготавливать будущие встречи.
Организованная СИНДЕСМОСом в пятый раз за прошедшие 17 лет конференция на острове Халки стала первой встречей такого рода, состоявшейся после падения коммунистической системы в странах Восточной Европы, когда оказалась возможной реставрация сети школ богословского образования и катехизации в этих странах. Кроме того, это первая встреча такого масштаба по важности обсуждаемых проблем, по числу участников, по количеству представленных богословских школ.