Из проповедей во Владимирском соборе (июль 1991 г.)
* Годичный цикл проповедей во Владимирском соборе б.Сретенского монастыря публикуется в журнале «Православная община», начиная с № 3 за 1992 г.
5 июля. Владимирской иконы
Божией Матери. Слово перед вечерней
Братья и сестры! Мы начинаем празднование в честь Владимирской иконы Божьей Матери, что связано с историческим событием — спасением Москвы от нашествия, последнего большого нашествия татар, татаро-монгольского войска в 1480 году. Нам очень повезло: в этом храме прежде было очень мудро устроено — буквально на следующий день после храмового праздника, главного праздника этого монастыря, отмечался другой престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Наш маленький придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, хотя он сейчас еще не восстановлен, существует. Так что у нас сегодня храмовой, престольный праздник, и завтра, в воскресенье тоже будет престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Поэтому завтра будет утреня и литургия.
Братья и сестры! Господь не покидает Своих людей Своей милостью и этим нас всех всегда радует. И пусть радость наша будет совершенна. Пусть радость о спасении, которую дарует Господь, и по молитвам Божией Матери, и по молитвам всех святых, эта радость пусть всегда наполняет наше сердце. Пусть она будет тем светом, который руководит нашей жизнью.
Аминь.
Слово на вечерне после паримий
(Быт 28: 10–17; Иез 43: 27; 44: 1–4; Притч 9: 1–11)
Братья и сестры, христиане! Сейчас вы слышали знаменитые отрывки из Писания — те слова, которые почти все мы знаем наизусть, потому что эти паримии, эти отрывки из Ветхого завета читаются очень часто — на каждом богослужении, которое посвящено памяти Божией Матери, Ее чудесам, и связанным с Ней иконам. Вы слышали о том, что «начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум». Как много сейчас людей кичатся своими познаниями, своим разумом. Всем кажется, что они очень мудрые, всем кажется, что они много знают. Но представление Священного писания о разуме и премудрости совсем иное, не такое, как у многих из нас. Эта последняя паримия из книги Притчей так и начиналась: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его». А дальше «послала слуг своих провозгласить с городских возвышенностей» то учение, которое вы слышали.
Под этим «домом» часто подразумевается Сама Божия Матерь. Она — дом Премудрости. А Премудрость — это Христос.
И здесь же мы учимся той мудрости, которая есть страх Божий, «страх Господень». Сейчас люди очень боятся слова «страх», они вообще всего боятся. И уж поэтому с мудростью редко связывают само понятие страха Божьего. Конечно, страх Божий — это не простой человеческий страх. Это верно. И мы с вами знаем, что плохо человеку, который испытывает разного рода страхи, когда он чего бы то ни было боится. Одно из самых тяжелых духовных состояний человека может быть связано со страхом. Обоснованным или необоснованным, рациональным или иррациональным — все равно. Но этот человеческий страх — не страх Божий. «Страх Господень» — страх особый. Мы его называем, как вы знаете, благоговением. Это страх отойти от Бога, потерять Бога.
И «разумом» здесь называется «познание Святого», Бога. Богопознание есть настоящий разум человека. Мы очень хорошо знаем, дорогие братья и сестры, что часто сбываются слова народной поговорки: когда Бог хочет наказать человека, Он отнимает у него разум. И мы видим, что ныне почти и нет действительно разумных людей. Однако это не означает, что каждый из нас вызвал гнев Божий на себя лично. Мы же знаем, что часто несем на себе «родимые пятна» предыдущих поколений. Мы хорошо знаем, что отцы раньше согрешили, и тяжело согрешили, желая строить дом без Единого Зиждущего, без Бога. И этот дом не устоял. Не устоял и рухнул. Но в первую очередь ударил этот дом по голове. Конечно, не только по голове, но по голове — очень сильно. И вот, это безверие, бездуховность привели к тому, что люди все чаще сплошь и рядом становились крайне неразумны. Поэтому они не умеют владеть собою, своей душевной жизнью, жизнью своих чувств, своего разума.
Люди стали, к сожалению, неразумны. Редко найдешь разумного человека не только среди неверующих, но даже среди верующих, потому что все мы — плоть от плоти эпохи своей, народа своего. И очень тяжело людям дается вхождение в благодатную жизнь и обретение разума. Но даже обретающий разум, познающий Святого Бога человек, к сожалению, снова боится страха Божьего. Он хотел бы быстрее пройти тот период духовной жизни, когда страх Божий, благоговение требуется от него в первую очередь.
Конечно, вы можете сказать, что благоговение и страх Божий — категории ветхозаветные. Я с вами соглашусь. Это так. Но Ветхий Завет — тоже завет, который требует к себе внимания, который требует от нас обретения соответствующего опыта. И потому никто не может сказать, что то, что было в Ветхом Завете, нам не нужно. Нам нужно не только то, что было в Ветхом Завете, это правильно. Но никто не может утверждать, что Ветхий Завет уже не нужен, никто не может утверждать, что послушание никому не нужно, что благоговение, страх Божий никому не нужны.
Если человек теряет все это, он теряет разум, дорогие братья и сестры. Он может быть только прекрасной машиной. Посмотрите — не случайно даже современное искусство все более вырождается в дизайн. И сейчас художники, по существу, — это дизайнеры. И театр дизайнерский. Это совершенно не случайно, дорогие братья и сестры. Мы только ведь по видимости мудры, а на самом-то деле очень далеки от совершенного разума. Я специально не говорю о вещах более тонких. Я говорю о том, что знали люди и до Христа из Ветхого Завета.
Сейчас, когда мы прославляем с вами Божию Матерь, мы должны признать, что даже Она имела страх Божий. Об этом мы с вами, к сожалению, думаем редко. Она имела разум, потому что познала Святого, имела Она и Премудрость. Она была домом Премудрости, и тем не менее спасалась в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», как говорит апостол. В «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», потому что Она обладала разумом, и вы об этом знаете, хотя о Божией Матери так мало сказано в Писании. Много преданий о Ней, но в Писании сказано очень мало. И не случайно, потому что именно этот молчаливый и кроткий дух был свойствен Ей.
Ее разум был особого свойства, дорогие братья и сестры. И может быть, нам сейчас особенно нужно вглядеться, всмотреться в этот образ Божьей Матери как образец разума и премудрости. Мы об этом не часто думаем, дорогие братья и сестры, и только потому, что, как я сказал вначале, по-другому представляем себе этот разум и эту премудрость. Для нас часто эти вещи, так высоко поставленные Священным писанием, дискредитированы. Мы часто не ценим ни свой разум, ни чужой разум, ни свою, ни чужую премудрость. Мы забыли, что премудрость — от Бога, мы забыли, что разум есть познание Святого.
Братья и сестры, пусть этот праздник в честь Божией Матери будет нам напоминанием о великом достоинстве разума. О том, что мы должны стремиться к Премудрости Божией, и поэтому сами познавать Бога, иметь благоговение, страх Божий и знать тот Дом, который стал домом Премудрости.
Еще на одну тему я хотел бы поговорить сегодня, еще сказать об одном. Мы совершаем празднество в честь Владимирской иконы Божьей Матери. И вы знаете, что на Руси было необыкновенно большое число икон Божией Матери. Это для нас великая честь, дорогие братья и сестры, потому что это говорит об искренности любви нашего народа к Божьей Матери. Если не было бы такой любви, то не было бы стольких Ее икон, такого великого многообразия их.
Но при этом, дорогие братья и сестры, я должен заметить, что культа Божьей Матери в нашей церкви нет. Нет, в отличие, например, от Католической церкви. Что означал бы этот культ? Культ отделил бы почитание Божьей Матери от почитания Ее Сына и Бога нашего. Но мы с вами знаем так же, как знали это все наши предки на протяжении веков, что почитая Божью Матерь, мы чтим Сына, а тот, «кто чтит Сына, чтит и Отца».
Дорогие братья и сестры, не будем никогда забывать об этом. Для нас неразрывно существует образ Божьей Матери и Ее Божественного Сына, образ Богоматери с Младенцем и лики святых Божиих Церкви Божией. Нам с вами уже не однажды приходилось говорить о том, сколь едино почитание Богоматери и Церкви, потому что Тело Христово — это Божия Матерь и при этом Тело Христово — это Церковь Его.
И еще об одном напомню вам сегодня. Бог даст, завтра скажу об этом подробнее. Почему мы трижды в год всею Церковью почитаем праздник спасения Москвы по молитвам Божьей Матери, через явление Ее чудотворного Владимирского образа? Неужели так важно для нас спасение Москвы в XIV веке или в XVI? Давайте подумаем об этом мы, москвичи, наследники именно этого праздника, на этом месте, в этом храме.
Сейчас для многих слово «Москва» вызывает ассоциации не самого лучшего свойства, для многих в мире и даже в нашей стране. Сейчас место, на котором стоит этот прекрасный монастырь, этот великолепный храм, тоже у многих вызывает ассоциации совсем не лучшего свойства. Но неужели так было всегда, и всегда так будет, дорогие братья и сестры? Мы можем верить и надеяться, что по молитвам Божьей Матери так более не будет. Когда человек будет говорить, что он из Москвы, люди будут радоваться, а не печалиться. Когда скажут, что человек пришел вот отсюда, со Сретенки, с Большой Лубянки, люди тоже не будут вздрагивать.
И, дорогие братья и сестры, давайте все же подумаем, почему так важно для нас это спасение Москвы от врагов? Каково значение Москвы как духовного, народного и государственного центра? Какой смысл в этом? Сохранился ли этот смысл или он уже перестал существовать? Не буду многословным. Я хотел вас только озадачить. И надеюсь, что все вы сами подумаете на эту тему, подумаете и ответите серьезно на этот очень важный вопрос. Настолько важный, что, повторяю, Церковь наша трижды в год торжественно отмечает спасение Москвы через Владимирскую икону Божьей Матери.
Нам Господь судил восстанавливать эту традицию, снова воплотить ее зримо в этом праздновании. И я надеюсь, завтрашний крестный ход также напомнит о том, что нам предстоит делать, как служить Богу и ближнему, вдохновляясь молитвами святой Богородицы.
Аминь.
7 июля. Рождество Иоанна Предтечи.
Слово на утрене после 5-го воскресного Евангелия (Лк 24: 36–53)
Братья и сестры, христиане! Вот уже третий день удивительным образом выпадает богослужебное чтение: в отрывках, которые были прочитаны позавчера и вчера, речь шла о разуме. И сегодня снова в евангельском чтении, посвященном Воскресению Христову — главному празднику, ныне отмечаемому нами, вы слышали о том, как Господь отверз ум Своим ученикам-апостолам к уразумению Писания. И мы должны всегда помнить, что для того, чтобы исполниться Духом и Силою Божией, нужно иметь премудрость и разум. Премудрость и разум — которые от Бога, которые свыше, а не те житейские премудрость и разум, которые, как мы все знаем, часто бывают лукавы так же, как и дни быстротекущего века сего.
Мы, к сожалению, встречаясь с этим житейским разумом, с этой житейской мудростью, нередко забываем о том, что нам также нужно иметь отверзтым разум, отверзтым ум для уразумения Писания, для того, чтобы открылось нам Слово Божие.
А Слово Божие открывается так, что мы видим в сердце своем духовными очами истину, ибо приходим к ней. Христос сказал: «Я есть путь и истина и жизнь». А если мы приходим к истине, то приходим и к жизни вечной. И приходим к истине Воскресения, не в лубочном, сказочном смысле, а в подлинном, духовном, христианском, во всей полноте этого слова, смысле. Если мы приобщаемся к Духу Христову, то приобщаемся и к Его Истине, к Его вечной Жизни. И разум духовный, и премудрость духовная — это то, что необходимо для обретения этой жизни.
Нам нужно очень высоко ценить, так же высоко, как об этом сказано в Священном писании, премудрость и разум, которые от Бога, которые свыше, которые благодатны. Это ведь не просто знания, дорогие братья и сестры. «Знание надмевает, любовь же назидает». Разум и Премудрость от Бога назидают, потому что приобщены к Любви и от Любви исходят.
Братья и сестры, да будет ум наш отверзт! Да будем мы разуметь слово Божие, чтобы прийти к божественному Слову, и с Ним — к Жизни вечной, и к Воскресению!
Аминь.
Слово на литургии после Апостола (Рим 13: 12 — 14: 4)
Дорогие братья и сестры! Вчера мы говорили о том, что нужно иметь ум Христов, надо иметь «те же чувствования, что и во Христе», а сегодня мы слышали слова апостола: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». И друг друга не осуждайте. «Каждый перед своим Господом стоит или падает».
Облечься в Господа нашего Иисуса Христа — это то же, что иметь те же чувствования, что и во Христе. Уж какими только словами и выражениями апостол Павел нас ни привлекает к тому, чтобы мы уподобились Христу в Духе и Истине, поклоняясь Богу! Но мы все еще не понимаем этого. Нам еще кажется, что жизнь нашу можно разложить на отдельные поступки, слова, дела, мысли, что вот, если исправить это или это, или это, то все у нас будет нормально.
Но братья и сестры, если мы с вами не облечемся во Христа, если не будем иметь ум Христов и те же чувствования, что во Христе, то даже после исправления всего того, что нам кажется недолжным (предположим, нам это удастся), жизнь наша все равно еще не будет христианской. Нам нужно иметь новую одежду, нам нужно приобщиться к пиру брачному, нам с вами нужно приобщиться ко Христу, для чего нужно взять свой крест и нести его.
И вот сейчас мы, совершая великое таинство причащения Тела и Крови Господних, возвещаем Любовь Христову, крестную и воскресную, которая только и может облечь нас во Христа, дать нам те же чувства и ум, что и во Христе. Для этого мы здесь и собираемся, дорогие братья и сестры, отрываясь от наших важных и многочисленных дел. Не для того, чтобы наслаждаться только пением или слушанием, но для того, чтобы соединиться со Христом и друг с другом, со всею Церковью Божией в единой вере, в единой надежде и любви.
Братья и сестры, будем достойны того призвания, к которому мы призваны, будем стараться исполнить слово, услышанное нами от апостола Павла!
Аминь.
Слово на литургии
после Евангелия (Лк 1: 5–25, 57–68, 76, 80)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Мы сейчас слышали рассказ о рождестве святого Иоанна, пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Этот рассказ замечателен. Он нам напоминает о том, что народ Божий стремился к исправлению, к заключению Нового Завета, ко дням Мессии. Он напоминает нам о том, что Господь Бог, посетивший народ Свой, прославился в рождестве великого пророка Своего.
В чем же заключалось предназначение родившегося младенца Иоанна? Ведь были даже особые знамения при его рождении и даже особое имя было дано ему. Действительно, в рождестве Иоанна Предтечи Господь, Бог Израиля, посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Как было сказано, младенец этот должен был наречься пророком Всевышнего, ибо предыдет он пред лицем Господа, предуготовит пути Ему.
Приуготовление наше ко всякой святыне, ко всякому служению, ко всякому делу Божию — священно, дорогие братья и сестры. Бог ожидает от нас готовности, готовности такой, чтобы мы могли принять Господа и не разрушить Завета с Ним. Мы с вами заключили Новый Завет с Богом и живем этим договором с Ним. Бог отдал Сына Своего Единородного, Который пролил кровь Свою на кресте за нас, будучи невинным, и мы через эту жертву становимся невинными и чистыми перед Богом. И не просто становимся невинными и чистыми, кровью Христовой очищенные, омытые. Мы с вами знаем, что Царствие Божие — это закваска, которой квасят все тесто. Оно пришло и открывается в мире сем. Это Царство — величайшая драгоценность, ради которой еще существует этот мир. И то, что способствует жизни этого Царства, его росту в нас и через нас — во всем мире, все это угодно Богу. Наше служение, дорогие братья и сестры, заключается как раз в том, чтобы нести людям и себе эту благодать, это откровение Небесного Царства.
Нам с вами следует об этом более всего заботиться в нашей жизни. Но если мы спросим себя, о чем мы больше всего в действительности печемся, то боюсь, мало найдется тех, кто скажет: «О Небесном Царстве, об открывающемся и открывшемся уже Новом Завете с Богом, о том Царстве, которое стремится исполниться, прийти к полноте своей тогда, когда откроется новое Небо и новая Земля в новом пришествии Христовом».
Давайте подумаем об этом. Пусть для нас снова здесь прозвучит слово Иоанна Предтечи, пусть для нас прозвучит слово и о покаянии, и об избавлении народа Божьего, и об откровении Небесного Царства. Младенец Иоанн, как сказано в Евангелии, возрастал и укреплялся Духом, он был в пустыне до дня явления своего Израилю. Многие из нас тоже еще не имеют сил для того, чтобы открыто свидетельствовать и служить Богу. Когда это так, наша пустыня продолжается, та пустыня, которая еще недавно удивляла вас, и вы спрашивали: «А что это такое?» Для Иоанна Предтечи это была физически настоящая пустыня. Для нас с вами пустыня — это наш град. И пока не открылось в нас велением Божьего Духа наше служение тем даром, какой мы получили, до тех пор мы — в пустыне, и должны там укрепляться и возрастать духовно.
Пусть не удивляет это тех, кто уже, кажется, прошел этот период своей жизни. Пусть не удивляет вас, что снова я говорю вам о пустыне. Проверьте себя, есть ли крепость духа, есть ли тот духовный рост в вас, который позволил бы служить духовным даром. Если нет, то следует еще каяться и еще пребывать в этой пустыне, готовя себя к служению.
Братья и сестры, в день Рождества Иоанна Предтечи прославим пророка Божьего, открывшего людям путь ко Христу! и послужившего Ему до конца!
Аминь.
Слово после литургии
С праздником поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры! К сожалению, заканчиваются те праздничные службы, которые так счастливо в нашем храме сочетались, — два дня подряд престольные праздники: храмовой престольный и престольный в честь Рождества Иоанна Предтечи. Слава Богу, сегодня и вчера мы с вами молились Господу, приобщались Господу. Я рад, что многие из вас приобщались Телу и Крови Христовой и вчера, и сегодня. Нам это хороший урок. Иногда человек никак не может этого сделать, а если все-таки делает это лишь волевым порядком, то последствия бывают печальны. Мне приходилось не однажды встречаться с тем, что люди, причащавшиеся два дня подряд, потом сильно заболевали. Это было верным признаком недостойного причастия. Но я надеюсь, что среди вас не окажется таких, для которых причастие будет в суд или во осуждение. Нам с вами нужно иметь страх Божий, великую веру в милость
Господню и дерзновение перед Богом, чтобы мы на самом деле могли каждый день чувствовать себя готовыми к причастию. Каждый день нашей жизни должен быть днем, проходящим в вере в жизнь вечную, днем, в который мы были бы готовы отойти к Господу, так, чтобы наша христианская кончина была безболезненной, непостыдной и мирной. Конечно, вряд ли, дорогие братья и сестры, удастся до конца осуществить это наше желание на земле. Но если мы все вместе осуществим это хотя бы в определенной степени, то, я думаю, Господь благословит нас и поможет нам, и не вспомнит наши немощи, наши недостатки, а немощное уврачует.
Братья и сестры, эти дни для нас — дни нового духовного опыта. И я очень надеюсь, что вы, особенно те, кто был на всех службах, начиная с пятницы вечером, несмотря на некоторую усталость, получили этот новый духовный опыт. Вы получили его и от общения с нашими дорогими гостями. Я очень рад, что о. Михаил сегодня снова нашел возможность быть у нас на литургии, и мы снова смогли сослужить собором с ним. Рад, что и Д.В. Поспеловский сегодня тоже причащался, и так неожиданно быстро, как это у Господа и бывает, исполнилось наше общее искреннее пожелание причащаться вместе — с чистым и открытым сердцем общаться друг с другом, как и со всеми братьями и сестрами во Христе.
Я надеюсь, о. Михаил, что Ваше путешествие в нашу страну, в нашу общую страну, будет во всех отношениях благоуспешным, что Господь будет помогать Вам во всех Ваших добрых, благих делах, с которыми Вы и приехали к нам. Прошу Вас, если у Вас, конечно, есть желание, сказать несколько слов нашей общине.
Слово о. Михаила Евдокимова
20 июля. Слово на молебне
в связи с поездкой приходских отрядов скаутов в Оптину пустынь.*
* На молебне присутствовал протопресвитер Александр Киселев (Русская православная церковь за границей).
Во имя Отца и Сына и Сятого Духа! Братья и сестры, христиане, взрослые и дети! Досточтимый о. Александр!
Я обращаюсь сейчас ко всем. Вслушайтесь в слово, которое говорит Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Самые простые слова употребляет Господь в Своей проповеди, но такие, которые нужны всю жизнь, и молодым, и старым — всем. Всем нужно знать, что если попросите, то вам будет дано, если вы что-то ищете, то непременно найдете, если будете стучать, то вам обязательно отворят. Только вопрос в том, о чем просить, чего искать, зачем стучать? О чем здесь говорит Господь? Что Он подразумевает, обращаясь к нам с этими словами? Ведь, наверное, не все подряд надо просить, не все подряд надо искать, не по каждому поводу надо стучаться в сердца или двери других людей. И вот сегодня, когда мы совершаем этот молебен с призыванием помощи Духа Святого на всякое доброе дело, мы верим и надеемся, что и вы, дети, знаете, о чем просите, знаете, чего вы ищете. Не случайно же вас называют скаутами. А что значит скауты, вы знаете? Это разведчики. А что делает разведчик? Ищет (разведывает — значит, ищет, узнает), поэтому прямо к вам и обращены эти слова Господа.
Что вы будете искать как разведчики? Чего будете просить у Бога и друг у друга? Чего вы ожидаете друг от друга? Помните, что есть «единое на потребу», то, что никогда от вас не отнимается, если вы это найдете, если вам это будет дано. А что это означает «единое на потребу»? Что самое главное в вашей жизни сейчас? Вам нужно иметь благодать Божию, вам нужно иметь любовь Божию, вам нужно иметь веру Божию, вам нужно жить по правде Божией, т. е. правильно, праведно. Это и есть самое важное и самое трудное, это то, что нужно каждому человеку в течение всей его жизни.
Никто на земле не может сказать, что ему это не нужно, или что ему достаточно любви, которую он имеет, достаточно веры, которая у него есть, достаточно той праведности, которую он уже в жизни проявил. Помните: чего бы вы ни достигли, что бы вы ни нашли — ищите дальше. Господь говорит: «Блаженны нищие духом», т. е. те, кто просит Духа. И вы прежде всего просите у Господа благодати, любви, потому что «благодать» — слово, в переводе на русский язык означающее «дар любви». А это самое важное. Если вы это начнете делать сейчас, с малых лет, с ваших лет, то никогда не пожалеете о том, что вы родились на свет и что живете под десницей Господа.
Вот я и хочу вам пожелать, чтобы вы, называясь разведчиками, знали, чего искать, чтобы вы знали, о чем в жизни просить, ради чего можно многим пожертвовать, чтобы вы знали, что все подряд просить не надо, все подряд искать не надо, все разведывать подряд не надо. Просить и искать надо только то, что ведет нас к Богу и к ближнему.
Мы прочтем сейчас еще одну молитву специально для младшего отряда, ту молитву, которая только для тех, кто рождается сегодня как новый отряд скаутов, чтобы дети, большие и малые, знали, что такое путь Правды, путь Господень. Старайтесь же все жить так, чтобы с этого пути никогда не сходить, чтобы ничто, никакие опасности в жизни, никакие трудности и беды не могли вас с этого пути отвести.
Вот, братья и сестры, всех вас поздравляю с тем, что сегодня в нашем храме собралось столько детей, которые будут искать Правду, которые будут искать Господа и помогать ближним своим.
Аминь.
Слово перед вечерней
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами будем служить великую вечерню, но несколько иначе, чем обычно, потому что на этот день, кроме воскресного дня и службы Воскресению Христову, приходится еще один праздник. Мы будем служить и Божьей Матери, потому что завтра, а значит, с сегодняшнего вечера, отмечается праздник Казанской иконы Божьей Матери. И если обычно мы с вами в субботу служим вечерню только во славу Воскресения Христова, то сегодня соединим две службы — в честь Воскресения Иисуса Христа и в честь Казанской иконы Божьей Матери. Поэтому прошу вашего молитвенного внимания и сосредоточенности для того, чтобы единым сердцем, едиными устами мы все прославили Бога во святых Его.
Аминь.
Слово на вечерне после паримии (Иер 31: 31–33)
Братья и сестры, христиане! Мы с вами слышали знаменитое место из книги пророка Иеремии. Знаменитое не только в Ветхом, но и в Новом завете. Не случайно оно повторяется потом в устах апостольских. В нем речь идет о самом важном для нас — о заключении Богом Нового Завета с Его народом, с Новым Израилем, с народом, избранным ко спасению. Вы знаете из книг Ветхого завета, что был такой народ, и с ним был заключен завет. И даже, если говорить точно, — не один завет. Не только тот, что был заключен с Моисеем, когда члены этого народа, выходили из земли Египетской, стремясь к освобождению, к свободе от рабства. Вы знаете, что сначала Завет был заключен с праотцами — Авраамом, Исааком и Иаковом — Завет веры. Потом был Завет праведности, закона, святых дел — Завет с Моисеем, о котором и идет речь у пророка Иеремии. Затем был заключен Завет с царем Давидом, завет, который давал надежду на заключение впоследствии Завета принципиально нового, когда откроется новая эпоха, новая эра человечества.
В пределах этого последнего Завета и пророчествовал Иеремия пророк. Он ярче всего высказал пророчество о Новом Завете. «Наступают дни…», — говорил пророк, точнее, Господь устами этого пророка. И эти дни наступали. Правда для их наступления потребовались еще века. Более половины тысячелетия прошло с тех пор, как прозвучали эти слова, до пришествия Мессии.
«Наступают дни, когда Я, — говорит Господь, — заключу с домом Израиля и с домом Иуды (т.е. с избранным народом Божиим) Новый Завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их… ; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе (т. е. в завете) с ними». Это нам с вами надо особенно уразуметь, дорогие братья и сестры. Завет с Богом может быть нарушен только людьми, ибо только люди могут оказаться неверными, Бог же верен всегда. Господь не останавливается на данном Им завете, на заключенном союзе, Он открывает истину о Новом Завете даже после того греха, который разрушает прежний завет.
«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом», — говорит Господь. Это, братья и сестры, самое главное, самое важное. Если прежний завет был заключен и записан на каменных скрижалях, то теперь наступает эпоха, когда завет, заключенный с Богом, и условия этого союза пишутся на скрижалях плоти, на скрижалях человеческих сердец. «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его. И уже не будут учить друг друга и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более», — сказал Господь.
Чем обусловлена эта перемена завета? Когда наступил этот Новый Завет, братья и сестры? Он наступил на Кресте и в Воскресении, когда Господь пролил Свою кровь за нас, когда Он искупил нас от рабства греху. И мы, братья и сестры, знаем, что тот, кто верой и правдой, любовью и надеждой открыл свое сердце и служит Господу нашему Иисусу Христу, тот уже не раб греха, уже прощены беззакония его, и грехи его не воспомянутся.
Это, как видите, не означает, что совсем не будет никаких грехов, братья и сестры. Мы хорошо знаем, что так не бывает даже в жизни великих святых, о чем мы неоднократно с вами говорили. Не надо идеализировать христианскую жизнь. Христианское учение очень трезвенно, очень реально, жизненно.
Грехи человеческие не воспоминаются Богом, если человек живет благодатью Воскресения Христова. Именно поэтому и читается эта паримия в связи с Воскресением Христовым. Невозможно обрести прощение грехов наших, невозможно надеяться на то, что не будут воспомянуты в вечной жизни беззакония наши, если нет победы жизни над смертью, если нет Любви, Свободы, Духа, Истины, которые вселил Господь в сердца наши. Если бы мы не могли жить этой победой, то не настала бы эпоха Нового Завета.
Но, дорогие братья и сестры, когда мы читаем это пророчество, у нас сразу возникает и некое недоумение, потому мы-то с вами еще нуждаемся в том, чтобы учили нас люди. Мы-то еще говорим друг другу: «Познай Господа». Так неужели мы еще в Ветхом Завете? Неужели еще не наступил Новый Завет, о котором сказал пророк? Может быть, это у нас он не наступил, а где-то в другом месте, в другой Церкви есть то, о чем здесь говорится?
Братья и сестры, будем помнить, что пророчество относится ко всей эпохе Нового Завета, а значит, и к тому явлению Царства Божьего в силе, которое откроется с пришествием Господним, когда победа Господа будет явной для всех людей. И действительно, мы знаем, что сейчас эта победа предоткрывается в нас, но еще не совершенно, еще не в полноте. Мы спасены, но еще только в чаянии, в надежде.
И вот, братья и сестры, мы знаем, что если мы останемся верными жизни Христовой, если отвергнем в себе дела смерти и тьмы, то пророчество исполнится вполне и для всех нас. Сейчас мы еще далеки от совершенства, мы часто еще нуждаемся в том, что проповедовал Ветхий Завет. Мы нуждаемся в том, что дало бы нам возможность познать Господа и иметь удостоверение в прощении наших грехов. Но наступают дни, и наступили уже, когда заключается с Израилем, с Церковью Христовой Новый Завет. И этот Завет заключен, и он устремлен к совершенству, к завершению своему, к исполнению своему в Небесном Царстве!
Аминь.
Слово на исповеди после вечерни
Братья и сестры! Мы с вами хотим быть полными членами Церкви, членами новозаветной Церкви, и поэтому, как мы слышали сегодня из книги пророка Иеремии, нам следует иметь надежду на оставление всех наших грехов, на то, что не будут они помянуты Богом. И для этого необходимо только одно — искренняя, от всего сердца вера, открытость нашего сердца к Господу Иисусу Христу. От нас требуется только то, чтобы мы служили Богу всей своей жизнью, так, чтобы открылась в нас жизнь будущего века и чтобы это можно было засвидетельствовать перед Богом и ближними.
Братья и сестры, очень часто получается так, что такого свидетельства мы не несем. Иногда потому, что человек уверен в себе, уверен в том, что он хороший христианин, хотя на самом деле это может быть совсем не так. Приходит время, когда начинают распределяться какие-то материальные блага, и он начинает думать в первую очередь о себе, совершенно забывая о других. Приходит время исповедания веры перед лицом угрозы, опасности — и такой человек шатается, а то и падает, он готов отречься от всего святого ради того, чтобы его не трогали, чтобы жить в безопасности.
Но бывает и по-другому — когда святая Церковь живет действительно как святая Церковь, а свидетельствовать об этом некому. Иногда из-за зависти, потому что у людей очень часто проявляется страшная черта — стремление к уравниловке. Если я плох, то пусть и все будут плохие, о другом не скажу, что он хороший. Если мне плохо, то пусть и всем будет плохо. Людям, я имею в виду христиан, нас с вами, бывает очень трудно, независимо от своего лучшего или худшего состояния, бед и скорбей, сорадоваться радостям других, а если у человека хорошо на душе, то трудно бывает и сопереживать другому.
Это — от неумения жить вместе. В Псалтири сказано: «Как хорошо и приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей». Каждый из нас, братья и сестры, очень хорошо знает, какой он грешник, как часто мы бываем недостойными. Собираясь вместе, мы не умеем ценить эту возможность быть вместе, вместе пребывать пред лицом Божиим, ходить пред Богом. Все великие святые умели ходить пред Богом, умели жить пред лицом Божиим. Сейчас такое время, братья и сестры, когда от каждого христианина зависит очень многое, один человек может буквально переставлять горы. Сейчас как никогда, потому что мало, слишком мало устоявшихся вещей. Все общество стремится к стабильности. А стабильность имеет две стороны — хорошую, которая людям помогает жить, и плохую, когда вместе с хорошими вещами стабилизируются и недостойные вещи, и преодолеть их тогда бывает значительно труднее, чем в нестабильные времена.
Мы с вами должны помнить, что историей на нас возложен тяжкий крест свидетельства — свидетельства о Христе, о Церкви. Это значит — и друг о друге. Но часто ли мы там, где это нам невыгодно, можем похвалить другого, даже нашего брата? Готовы ли мы признать его достойным? Очень часто, братья и сестры, в нас этого нет. Тогда мы, лицемеря, грешим перед Богом.
Мы с вами не однажды говорили, что, придя в Церковь, мы образуем совершенно особую общину, общину Христа. Видим ли мы ту всемирную общину Христову? Чувствуем ли мы ответственность за других христиан? Заботимся ли мы о том, чтобы границы Церкви Христовой расширялись, чтобы укреплялась Церковь, столь дискредитированная в глазах очень многих людей? Иногда, не без оснований, у людей нет веры в Церковь. А без веры в Церковь нет православной веры, дорогие братья и сестры. Нет православной веры без веры в Церковь! Конечно, все должно быть на своих местах: если есть только вера в Церковь, то это тоже не нормально, так же, как если есть только вера в человека или только вера в Бога без веры в Церковь и без веры в человека.
Вот, братья и сестры, самое главное, что я хотел бы сказать. Нам бывает трудно жить вместе, не смотря на то, что мы хотим этого, мы стремимся к этому, мы искренне радуемся этому, но подчас только до тех пор, пока все хорошо. Начинаются искушения, и мы показываем, что мы очень, очень слабы. Для того чтобы быть вместе, нам нужно еще немного — уметь других ставить выше себя, видя в своих братьях и сестрах достоинства, превышающие наши. Нам с вами нужно также уметь прощать, прощать от всего сердца, не так, что же, мол, делать — надо простить, на то мы и христиане, а так, чтобы прощение наше было стремлением к исправлению. Никогда не забывайте, братья и сестры, что слово «простить» означает «исправить» в переводе на современный язык.
Если мы еще не исправили свою жизнь, значит, на самом деле не очень-то и простили. Прощение — не рациональный акт, хотя в нем участвует и душа. Для того чтобы нам жить вместе, общиной, нам нужно научиться не прибегать ко лжи, к любой неправде, нам нужно научиться поверить всерьез, что можно жить иначе, и не только в храме, хотя в храме это тоже не так просто, но и вне стен храма, в обществе. И вот эта жизнь не по лжи — трудная жизнь, но это христианская жизнь.
Я не буду вам сейчас говорить о грехах, о которых мы говорили прежде. Скажу лишь еще об одном: мы не только не умеем общаться друг с другом, мы часто не можем справиться даже сами с собой. Это особенно огорчительно, потому что здесь все зависит только от нас, хотя и не только от нашего ума и нашей воли. Люди очень часто готовы пребывать в одурманивающей, убаюкивающей обстановке, не умея собою владеть. До сих пор еще в нашей общине есть люди, которые не могут бросить курить или справиться с другими своими страстями. Если же мы не владеем собою, то как мы можем помочь другим?
Давайте подумаем об этом и давайте покаемся перед Богом во всех наших грехах и согрешениях от всего сердца, так, чтобы сделать усилие, а не плыть по течению и не стремиться «жить, как все». Не нужно бояться быть «белыми воронами».
Если в нас все это будет, то мы можем иметь дерзновение пред Богом и приступать к престолу благодати Божией, служа, как цари и священники, Богу живому, совершая Евхаристию, Благодарение о всех и за вся. Помолимся!
21 июля. Слово на воскресной литургии
после Апостола (1 Кор 1: 10–18)
Братья и сестры, христиане! Апостол Павел нам говорит о том, что мы должны быть единомысленны и единодушны, чтобы не было среди нас разделений, чтобы никто не говорил: «Я Аполлосов, я Кифин, а я Павлов», потому что распят-то за нас один Христос. Это, братья и сестры, касается всех нас. Действительно, слово крестное для погибающих — юродство, а для нас, спасаемых, — Сила Божия и Божия Премудрость. И нужно в эту Премудрость вникнуть, нужно ею жить, и эту силу Божию нужно иметь, тогда не будет разделений. К сожалению, и сейчас еще часто бывает так, что даже среди христиан говорят: вот, я хожу в этот приход, а я — в тот. Я езжу в этот монастырь, а ты, вот, не ездишь — плохо! Я, вот, меневец, а я валериановец, а я такой, а я сякой…
Мы с вами должны, братья и сестры, знать, что всякий, кто не чувствует единства Тела Христова, тот отпадает от благодати в ее полноте. Нам с вами нужно особенно заботиться об этом единстве. Не о внешней унификации форм и обрядов, но о «единстве духа в союзе мира». Часто же происходит совсем наоборот. Все мы знаем, насколько тяжелы любые разделения внутри христианской Церкви, особенно внутри Православной церкви, нашей церкви. Как трудно бывает, когда мы видим, что люди критикуют друг друга не с целью помочь и поднять, а с целью отстранить, с целью принизить. Как часто при этом люди теряют драгоценный, благодатный дар любви и открытости, и значит, веру друг в друга: «Раз ты не ходишь в мой приход, я тебе доверять не могу, потому что неизвестно, чего ты там поднаберешься у о. Георгия».
Поэтому, братья и сестры, будем слушать слова апостола и слышать их, меняя свою жизнь, находя действительно лучшие пути внутри Церкви, не противопоставляя себя другим, не закрывая свое сердце только потому, что одни расставляют акценты на одном в духовной жизни, а другие — на другом. Никто в одиночку не может вместить всей полноты благодати и Истины так, чтобы явить эту полноту. Она хранится лишь во всей Православной церкви, во всем Христианстве.
Нам с вами особенно приятно слышать слово о единстве сейчас, когда перед нами две прекрасные пары новобрачных. Мы особенно рады этому. Дальнейшие наставления святого апостола Павла, дополняющие это слово о единстве, — главное в его наследии. Действительно, слово крестное пусть будет для всех, и в первую очередь для наших новобрачных, словом и утешения, и одобрения, и дерзновения. Пусть это будет словом нашего служения.
Слово крестное, проповедь о кресте — это проповедь о Любви, а брак — это символ Любви. И Царство Божие символизируется Небесным Браком, поэтому то, что сегодня чувствуете вы, новобрачные, хотели бы чувствовать все люди на земле. И когда сегодня исполнится ваш брак еще и в совместном причастии — особом причастии, в Церкви, — то пусть радость, которая будет у вас, эта радость пусть никогда от вас не уходит. Через нее вы познаете, что христианину никогда не должно допускать никакого уныния, никакого мрачного настроения, так же как не должно допускать и грехов вольных, сознательных. А чтобы не было невольных грехов, надо стремиться познавать волю Божию.
Поэтому, братья и сестры, будем слушать слово апостола Павла и будем радоваться о наших новобрачных, а при этом будем все стремиться к единству во Христе и в Церкви Христовой.
Аминь.
Слово на литургии
после чтения Евангелия (Ин 2: 1–11; Мф 14: 14–22)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Господь начал Свои чудеса с помощи на браке в Кане Галилейской и с соучастия в этом великом торжестве, которое невозможно отнять ни от одного человека на земле, — с соучастия в радости брачного пира. Господь исполнил радость людей, хотя знал, что радость земная не вечна. Он дал это понять Матери, сказав: «Что Мне и Тебе, Жено, до того вина, которого не хватает людям?». А ведь это вино — знак Духа Святого, как и огонь, сходящий с неба.
Братья и сестры, сегодня удивительное совпадение двух евангельских чтений — знаменитый рассказ о браке в Кане Галилейской и не менее знаменитый рассказ о том, как Господь в прообразе Евхаристии накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. В этих отрывках есть удивительная параллель — образ брака, и здесь образ брака земного восходит к Браку Небесному. Потому это столь радостно для нас с вами, братья и сестры. Не случайно происходит восстановление венчания именно на литургии. Потому что венчание, которое сегодня совершилось, есть таинство Брака, а оно исполняется в Евхаристии, в Благодарении Богу, Церкви, ближним, друг другу. Таинство Брака исполняется в полноте сегодняшнего великого служения — таинства Царства.
Братья и сестры, Господь не так часто что-то во что-то «превращал», претворял. Собственно, кроме этих двух случаев, в Евангелии больше ничего об этом не говорится. Разве только некий отголосок насыщения пяти тысяч человек — рассказ, написанный в древности и в чем-то тождественный прочитанному отрывку, о насыщении семи тысяч человек. И совершенно не случайно, братья и сестры, в нашей христианской жизни о претворении мы говорим только в одном случае — когда речь идет о Святых Дарах, о Евхаристии, когда под видом хлеба и вина мы приобщаемся Телу и Крови Господним, когда хлеб и вино «превращаются» в Тело и Кровь Господни.
Братья и сестры, эта тайна преложения — тайна Духа. Не тайна плоти, не тайна физического образа, а тайна Духа, к которой мы причастны. Мы должны постоянно благодарить Господа за то, что Он призвал нас к этому служению, за то, что мы — соучастники радости Брака, и вся наша жизнь — устремленность к Браку, ибо Господь, как вы знаете, не дает никакого другого образа Царства Небесного, кроме Брака. И в связи с браком Он говорит о Царствии Небесном, когда — помните? когда искушали Господа саддукеи, спрашивая: «Которому из семи мужей женщина будет женой по воскресении?» (поскольку по закону левирата жена после смерти мужа могла выйти замуж за его брата). Господь сказал тогда: «Не знаете силы Божией. В Царстве Божием, в этом Царстве Любви, в этом Брачном Чертоге уже не женятся и не выходят замуж, а пребывают, как ангелы на небесах». И вот это пребывание — тоже Брак.
Братья и сестры! Сегодня великая радость — Господь пришел и радует каждое сердце открытостью к Его Любви. Да будем мы с вами наполняться этой Любовью, чтобы быть общниками Небесного Брака в его полноте.
Аминь.
Слово после литургии
Слава Богу, братья и сестры, совершилось сегодня таинство Брака. В жизни человека удивительным образом происходят совпадения. Так и в Церкви. Сегодня удивительно совпали евангельские чтения, неожиданно раскрыв нам совершенно новые моменты, новую глубину таинства Брака. Сегодня мы отмечаем также праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. И это совпадение тоже замечательно. Ведь в нашей истории Казанская икона Божьей Матери очень много значит. Она всегда была спасительницей погибающих, всегда была утешением, прибежищем для всех христиан и особенно для москвичей. Поэтому сейчас, в этот праздничный день, особенно радостный, поздравляя вас, новобрачных, я хотел бы обратить ваше внимание на эту икону. Пусть она будет вашей покровительницей. Пусть она освещает ваш путь, всю вашу жизнь, чтобы ничего вас не смущало, чтобы радость всегда была в вашем сердце, чтобы ваше смущение уходило, как всякое искушение, которое надо преодолеть, как говорится, с плюсом, с новым опытом, с новым духом, а не с испугом. Сейчас, когда вся церковь вас поздравляет, я особенно рад, что именно в нашем храме, несмотря на внешние неудобства в нем, вы совершили сегодня брак, который для всех нас — большая радость.
24 июля. Св. равноапостольной княгини Ольги. Слово на утрене после Евангелия (Мф 13: 33–52)
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем с вами день памяти равноапостольной княгини Ольги. И прекрасным образом можно применить к ней слова Господа о Царствии Небесном, которые мы слышали. Действительно, Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки. И мы знаем, что так в истории и случилось. Княгиня Ольга была «закваской» Небесного Царства и как бы вложила ее в свой народ, во всех людей, ее окружавших, в том числе и во внука своего Владимира. И пришлось ждать 33 года, прежде чем «вскисло» все, прежде чем крестилась Русь. Княгиня Ольга крестилась, приняла святое крещение в 955 (некоторые исследователи считают — в 954) году, и пришлось ждать, не одно десятилетие, прежде чем это принесло свои богатые плоды.
Нам с вами иногда не хватает такого терпения. Нам хочется, уж если Господь действует через нас в Церкви Своей святой, то сразу же видеть результаты. Мы часто не желаем ждать в течение не только тридцати трех лет, но и тридцати трех дней. Но Господь учит нас этому терпению, и исторические примеры подтверждают слово Божие.
Далее в этой главе Евангелия от Матфея есть еще три притчи, сказанные Господом о Царстве Небесном, еще три аналогии. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то». Княгиня Ольга готова была пожертвовать народными традициями, привычками своего народа, его культурой, государственными традициями ради того, чтобы обрести это сокровище, которое сначала приходилось, может быть, и таить. В то время не сразу можно было объявить о принятии христианства, потому что над принявшими христианство смеялись язычники, а для высоких государственных деятелей всегда важно иметь поддержку народа, и уж на смех поднимать себя никому не хочется. Даже простым людям не хочется. Что же говорить о тех, кто занимает высокое положение, имеет власть?
Но интересно здесь то, что обретение Царства Небесного, этого сокровища, связано с великой радостью. И княгиня Ольга, как вы знаете, очень резко, очень сильно изменила после крещения свою жизнь. В нее вселилась эта великая радость.
Она продала все, что имела ради этого сокровища. Она была «подобна тому купцу, который искал хороших жемчужин, и который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». В этой духовной «купле» княгиня Ольга также преуспела и обрела Небесное Царство.
И наконец, Царство Небесное, обретенное ею, подобно «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». И там было все — хорошее и худое — в надежде на то, что придут при кончине века ангелы и отделят злых от добрых, худое от доброго.
Можно было собирать, как в невод, все, что захватывалось. И надо сказать, что семя Небесного Царства, брошенное княгиней Ольгой в землю нашу, действительно очень бурно проросло, а этот невод, который она закинула в народ, захватил разных рыб. Мы знаем из русской истории, что тысячу лет этот невод наполнялся рыбами, и тысячу лет в нем было и доброе, и худое.
Нас ведь не смущает это, дорогие братья и сестры. Господь ведь рассказал эту притчу совсем не случайно. Всегда, когда забрасывается невод, когда есть большие и малые народы, когда целое государство (тем более такое большое, как Русь) становится под защиту Креста Христова, неизбежно сочетаются добро и зло. Вы должны знать, дорогие братья и сестры, что одного покровительства государства недостаточно, мы никогда не должны уповать на то, что государство станет христианским, мы должны знать, что именно Церковь обладает той силой, о которой в Евангелии сказано применительно к ангелам, что они придут при кончине века и отделят злых из среды праведных.
И это уже началось в истории. И сейчас происходит это разделение, и в Церкви происходит отделение, и благодатью Божией даются нам знания об этом.
Действительно же, невод Царства Небесного не должен засоряться слишком сильно. Когда он слишком засорен, происходят какие-то особые катаклизмы, какие-то явления в церковном обществе и в народе, которые требуют очищения невода. XX век стал для нас как раз таким очистительным, огненным испытанием, когда многое, накопившееся прежде в видимой церковной ограде, нужно было чистить и чистить очень радикально.
Сейчас наследие княгини Ольги открывается нам с новой силой. Как отреставрированная икона сверкает своими красками и источает радость и красоту, так и Церковь наша начинает снова сиять, источая необыкновенную красоту и радость. И мы с вами радуемся этому, хотя есть люди, которые этого не понимают и думают, что достаточно восстановить лишь то, что было до 17-го года, вернуться к этому и точно продолжить то, что тогда было. Это неверно. Думать так — значит, не чувствовать воли Божией, того опыта, который нам был дан. И тяжело задан в нашем веке. Этот опыт нужно нам усвоить, его нужно собрать и поделиться им с другими церквами, ибо на свете есть не одна наша церковь, которая, подобно неводу, тащит и доброе, и худое.
Братья и сестры, для нас с вами память о княгине Ольге — это возвращение к началу. В то время, в X веке, многое было по-другому: по-другому совершали богослужение, по-другому строили храмы, по-другому писали иконы, по-другому проходила катехизация новых членов Церкви. Многое было иначе, но Церковь — одна. И мы знаем об этой преемственности, и слава Богу, можем сказать, что во многих местах, как мы надеемся, разрывы этих традиций преодолеваются.
Пусть еще не просто нам жить по-христиански в нашем обществе, пусть еще нам с вами трудно бывает вполне усвоить всю традицию, потому что нам не хватает опыта, не хватает знания, не хватает дерзновения, не хватает духовности, которые так нужны нам. Но единство духовной традиции мы ощущаем. Если еще десять-двадцать лет назад можно было только мечтать об этом, и мы очень остро в те годы ощущали, что есть разрыв важнейших традиций, то сейчас это уже у нас сгладилось и самые острые моменты, самые тяжелые разрывы преодолены.
И еще, братья и сестры, я хотел бы сказать об одной вещи. Не так много в истории христианства святых жен, признанных всей церковью. Возможно, их было значительно больше, чем братьев, но мы знаем о них значительно меньше. И интересно то, что служение сестер наших, служение женщин в Церкви — особое служение. Это служение может быть великим служением. Равноапостольная княгиня Ольга — один из примеров тому.
Что значит «равноапостольная»? Это значит, что она по дерзновению своему, по ответственности своей за распространение христианской веры была столь выдающимся членом Церкви, что ее в каком-то смысле даже сравнивают с апостолами. Ведь мы с вами знаем еще только равноапостольную Нину Грузинскую и, в какой-то степени, мать императора Константина, императрицу Елену, в честь которой и крестилась княгиня Ольга (ее имя в крещении было, как вы знаете, Елена, а Ольга — это ее языческое имя, которое она носила до крещения).
Традиция дает нам еще одно имя — равноапостольной Марии Магдалины, но о ней мы знаем очень мало. Это более легендарный сюжет, в нем много такого, чего нельзя утверждать наверняка. А вот относительно других равноапостольных мы знаем исторически точно достаточно много. Сейчас, когда мы говорим об апостолате мирян, мы имеем в виду всех, а не только братьев и уж тем более не только священнослужителей. Если мы говорим о мирянах, то имеем в виду и сестер, которые могут иметь пред Богом дерзновение создавать церкви своей проповедью.
Это очень важно, братья и сестры. Сейчас, когда во многих храмах — большинство женщин, это могло бы иметь большое значение. Многие женщины бывают очень дерзновенны, если их научить, бывают очень ревностны, даже бесстрашны, даже мужественны. Этому их научила жизнь. Может быть, эти процессы в светском обществе имеют и негативные стороны, но для нас с вами это могло бы быть добрым знамением. Хотя не стоит, конечно, и преувеличивать, все-таки не так уж много жен, которые имеют апостольское призвание. Но этот апостолат, повторяю, имеет отношение ко всем — и к братьям, и к сестрам. Поэтому не стесняйтесь в Церкви использовать все, чему вы научены, для того, чтобы нести с радостью и дерзновением слово истины людям. Будет действительно великая радость от обретения Небесного Царства не только у вас, но и в народе. Если вы увидите вокруг себя, что мрак расходится, то и для вас будет большая радость, и вы будете иметь подкрепление в вере.
Братья и сестры, постараемся с вами быть достойными нашего наследия. Духовное наследие земли русской велико, и нам его надо знать, надо чувствовать преемственность во всем, не только в храме, не только, когда мы занимаемся историей, но и когда строим свою жизнь. Эта преемственность не означает для нас рабского подражания предкам. Она должна быть в духе. В каждом народе есть свой духовный характер. В нашем народе тоже есть свой духовный характер. И хотя он сейчас, может быть, несколько меняется, очищаясь, обретает какие-то новые черты, преемственность все равно остается. В заключение я хотел бы поздравить всех именинниц, сегодня их много, слава Богу, пожелать им дерзновения, духовного просвещения, пожелать им подумать о тех четырех притчах, которые вы сегодня слышали, и применить их к себе.
Аминь.
Слово после утрени
Дорогие братья и сестры! В нашем храме мы не просто так зажигаем и гасим свет. Свет горит во время главной, важнейшей части богослужения. Когда она завершается или идет еще вступительная часть, свет гаснет. Это для нас с вами важно знать, потому что час, полтора, два или больше стоять сосредоточенно на богослужении человеку трудно. И естественно, надо концентрироваться на важнейших частях богослужения, на тех, которые являются для нас важнейшими с точки зрения научения, или если это таинственное богослужение — литургия верных, то на тех частях, которые прямо относятся к таинству и его совершению.
Как правило, эти главные части являются древнейшими частями в нашем богослужении, самыми древними, теми, которые пришли к нам от времен апостолов. Естественно, к ним со временем прибавлялись какие-то детали, естественно, развивалась вступительная часть, что-то добавлялось в начале, что-то — в конце, но центральная часть богослужения всегда оставалась неизменной.
И многие из вас уже знают, что богослужения бывают двух видов: синаксарные и таинственные. Вот когда мы приходим на литургию, совершаем Евхаристию, мы совершаем богослужение двух видов: синаксарное — литургия оглашаемых и таинственное — литургия верных. И каждая из этих служб совершенно самостоятельна, она имеет точно определенное начало и точно определенное заключение.
Не буду рассказывать обо всех богослужениях, многие из вас об этом уже знают, но об утрене, о той службе, которую мы с вами сегодня совершали, я все-таки расскажу. Конечно, не только для того, чтобы у нас вовремя зажигался и гасился свет, это само собой, это дело техники. Но важно вам всем понимать, что служба, на которой вы присутствовали, — синаксарное богослужение. К таким богослужениям, кроме литургии оглашаемых, относятся и вечерня, и утреня. Все они, в принципе, состоят из одного и того же, ибо это научительные, или обучительные службы, которые совершались еще до нашей эры в иудейских синагогах и совершаются до сих пор. Поэтому по-другому их называют еще синагогальными богослужениями.
«Синагога» — греческое слово, которое означает «собрание», но собрание особое, потому что, как вы знаете, в греческом языке много слов, означающих «собрание». Слово «церковь», «экклисия» тоже переводится как «собрание». Есть «синклит», есть «синод», есть и «синакс» — на них совершаются синаксарные богослужения, которые происходят в собрании равных.
Вы помните из Евангелия, что Господь проповедовал в синагогах иудейских. Был там такой порядок, что любой мужчина, начиная с тридцати лет, должен быть не просто зрелым, он должен быть духовно зрелым, и настолько, чтобы учить других. Он мог встать, выбрать место из Писания, прочитать его и истолковать.
К сожалению, сейчас эта традиция потеряна, и это шаг назад по отношению к Ветхому Завету. Новый Завет должен был, по идее, принести больше, он и принес больше, ибо апостол Павел сказал, что «нет во Христе ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского». Этого совсем не говорит Ветхий Завет. Но мы, к сожалению, некоторые вещи из опыта как Ветхого, так и Нового Заветов потеряли. История христианства сложна, и эти потери легко объясняются сложной, тяжелой историей. Но потеря есть потеря, и почти никого из братьев 30-и и старше лет не попросишь теперь проповедовать, да еще так, чтобы он сам нашел подходящее место из Писания и сказал нечто вразумительное для всех, а не только для себя. Про сестер я и не говорю. Хотя, конечно, есть и исключения.
Так вот, братья и сестры, очень важно знать, что такое синаксарное богослужение. Это богослужение, которое совершается с целью чтения Священного писания и проповеди, пояснения его. И поэтому центральной частью его всегда будет чтение Писания, проповедь и примыкающая к ним молитва.
Аминь.