О законе и благодати
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В Послании к Галатам апостола Павла Гал 2:16–20 есть слова, которые так же важны для нас, как они были важны для них. Апостол Павел говорит о различии, больше того — он подчеркивает контраст между законом и благодатью, между всем тем, что было до Христа, и всем, что есть теперь, после пришествия Христова, для тех, которые избрали Его своим Богом, своим Спасителем, своим Господом.
Различие это очень ясное. В Ветхом завете Бог дал Своему народу закон. Говоря коротко, Десять заповедей, которые мы все знаем. Говоря более широко и подробно, это все, что можно найти в книгах закона Моисеева, — самые подробные указания, которыми упорядочивались все случаи жизни. И те, кто неукоснительно соблюдал эти предписания, могли считать себя праведниками; Богу нечего было с них спросить, потому что они выполняли каждую букву, каждое слово, сказанное Им в законе.
И в Новом завете Христос Сам предостерегает нас; Он также дает нам то, что мы называем заповедями; Он говорит нам, как мы должны поступать, какими мы должны быть, если хотим войти в жизнь вечную. И это не значит — «придите на Божий суд и примите прощение», но означает — «вступите в иной масштаб, иное измерение жизни, в такое измерение жизни, какое вам еще неведомо». Обладать вечной жизнью означает быть в таком общении, в такой общности с Богом, что Его жизнь становится нашей жизнью и, по слову апостола Петра в одном из его посланий, означает стать соучастником божественной природы — силой, благодатью и милостью Божией.
Но этого не случится, если мы просто подчинимся тому, чему учит Господь Иисус Христос, тому, что Он говорит, или если то, что Он повелевает, советует, молит нас сделать, мы выполним, повинуясь рабски, только в надежде на награду, как наемники, которым причитается плата за труд. Те, кто воспринимает заповеди Христа, как если бы то были ветхозаветные предписания и правила, знайте, что вы рабы негодные, ничего не стоящие, — слуги, люди подзаконные, подвластные, подъяремные, еще не вступившие в область свободы детей Божиих…
То, что мы называем заповедями Христа, это пути; через них Христос говорит нам: научись жить так, и тогда ты будешь Моим сообщником, ты будешь заедино с Богом, ты вырастешь в такое единство с Богом, которое есть сама жизнь, но не временная, не преходящая жизнь, не такая жизнь, которая ведет к смерти, но жизнь с избытком, жизнь, вырастающая в бесконечность, в собственную Божию жизнь в нас.
Вслушаемся же во Христа и поймем сказанное Петром: «У Тебя — слова вечной жизни» Ин 6:68; Ты говоришь с нами — и все, что в нас есть вечного, все, что в нас может общаться с Богом, все, что может соучаствовать в самой Божией природе, растет и ширится в нас… Тогда мы поймем, что не деланием, но общением мы врастаем в это единство с Богом. И в этом — закон благодати, или, скорее, пути благодати: общение, сопричастность такие глубокие, общение такое все более совершенное, что мы становимся едиными с Живым Богом.
Заповеди Христовы — не повеления в смысле «поступай так, и ты со Мной будешь квит», а призыв: «Будь, как Я, и ты будешь таким же вечным, таким же святым, таким же совершенным, каков Я, через приобщенность Моему совершенству, Моей святости, Моей вечности…».
Станем же читать и перечитывать Евангелие такими глазами, сердцем таким открытым, и мы увидим, что Евангелие — это книга свободы, книга жизни, книга радости, книга общения с Живым Богом.
Аминь.
2 октября 1988