Слово в день Преображения
Поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними.
Мф 17: 1
Много в жизни Господа было чудных дел, знаменательных событий, необычных явлений Божества Его, но ни одно не было столь поразительно, как славное Преображение Господа.
Вот во мраке ночи на вершине одиноко молится Господь, в то время как три ученика его, утомленные, погружены в глубокий сон. Господь воспринимает на Себя Божескую славу. Лицо Его изливало из Себя свет солнца, одежды Его блестели чистейшею белизною, к Нему благоговейно предстали два высших пророка Ветхого Завета Илия и Моисей, самая ночь просветлела, и гора была вся во свете неземном, чудном. Пробужденные ученики Его дивились, восторгались и трепетно созерцали все это невиданное зрелище.
Теперь вопрос: для кого и для какой цели было это славное видение? Не для народа, конечно, потому что стоявший под горою народ не был свидетелем этого чуда. И не для учеников также, потому что им досталось лишь несколько минут насладиться видением. Стало быть, для Самого Господа последовало Его Преображение. Вникнем. Приближался уже конец Его земного поприща, и не раз по человечеству обозревал Он все, сделанное Им, и задавался вопросом о достигнутом Им успехе. Что же представлялось Господу? Позади три года Его неустанного служения роду человеческому: проповедь, чудеса исцелений, призывы к народу, а в ответ Ему неверие, злословие одних, равнодушие других, по-видимому, привязанность толпы народной, но лишь кажущаяся, легко изменяющаяся. А впереди еще мрачнее. Еще немного и восстанут на Него сильные земли, будут следить с коварной злобой за каждым Его шагом, затем предательство одного из самих учеников Его, суд, пристрастный и злобный, страдания и муки и крестная, позорная смерть.
Божественным взором Он ясно видел все предстоящее Ему, а как человек Он не мог не чувствовать тяжести Своего положения, не мог не изнемогать от утомления, не смущаться душою, не нуждаться в подкреплении свыше для окончания Своего дела спасения рода человеческого, грешного, неверного, неблагодарного.
Евангелие нам прямо открывает это состояние души Господа перед часом Его страданий. Прискорбна душа моя до смерти
говорит Он ученикам Своим. Кто когда-либо из нас, друзья, страдал истинною скорбью, тот поймет эти слова, тот почувствует, какою жгучею болью всего существа вызваны они, тот, хоть не вполне, но постигнет, как вопиет исстрадавшаяся душа, ничего впереди не ждущая, утратившая веру в будущее. И пал Он на лице Свое в глубокой молитве перед Отцем Своим Небесным и просит: да минует Меня чаша сия!
Как ясны теперь все события Преображения Господа. Он восходит на гору высоку. Там, внизу, под горою, Он оставляет весь этот мир, для которого Он пришел с такою святою благостью, для которого Он оставил радости Божества, для которого Он так охотно принял величайшее поручение от Небесного Отца Своего. Мир же с таким неверием встретил Его, так легкомысленно то воздавал Ему царские почести, то так насмешливо кричал: распни, распни Его! Господь преображается: это уже не Тот кроткий, смиренный, скорбящий Иисус, каким еще за минуту до того казался Он: но вид Его Божествен, От него исходит свет солнца, лицо Его, одежда, вся окрестность озарились Божескою славой. В эту минуту, верится, Он видит всю будущую славу царствия Божия на земле: минуя страшные события последнего дня жизни, Он видит святую веру, распространяющуюся по земле, видит Своих учеников, возрождающих мир недавно еще столь неверный, видит святых Божиих, совершающих великие дела Господни, видит всю землю, озаренную, как гора, светом истины, правды, великого нравственного преображения. И в ту торжественную минуту слышится с небеси голос, именующий Его Сыном возлюбленным и повелевающий земле слушать Его.
О, теперь Господь снова войдет в Свое дело и довершит его: пусть восстают на Него, пусть судят Его, пусть на крест возносят Его Он видел Отца Небесного, Его ждет слава, которую Он имел с самого начала мира, Ему предназначена победа над миром и торжество на небе.
Таково значение сегодняшнего торжества в честь Преображения Господня.
И для нас, друзья, есть много поучительных уроков в этом дивном событии. Господь восходит на гору высоку. Не научаемся ли и мы по временам отрешаться от этого шума суеты житейской и восходить на гору уединения, богомыслия, молитвы. Жизнь земная представляет столько темных дел, столько печальных раздоров между братьями-людьми, столько смущающего зла, неправды, коварства. О, скорее на гору, в уединение возведем взоры к небу, заставим умолкнуть все эти страсти, суету, неправду, забудем этот мир, погрузимся в тихую, внутреннюю молитву.
Господь преобразился. Это значит в душе Его водворился мир, надежда, просветление, и все это возрождение души Его отобразилось в лице Его, на одежде Его, на всей горе.
Вот, други, чем силен человек душою своею, пробужденною, просветленною, облагодатствованною! Посмотрите на праведного, просто на доброго человека: у него во всем светится его верующая, простая, искренняя душа; его не смутит скорбь, его возвышает радость, его ободряет надежда, он верует в славное будущее.
А зачем тут предстали Христу два великих пророка Илия и Моисей, с Ним беседующие? Это два представителя будущего славного Царствия Божия на земле. Моисей великий путеводитель народа Израильского в обетованную землю, Илия обличитель неправды, злодейства и вражды, взятый на огненной колеснице на небо.
Всегда будут в небе учителя добра и света, всегда будут светить лучшие люди в образец и поучение миру, всегда будут путеводители к миру лучшему к блаженной жизни на небе. Не надобно смущаться. Наступят лучшие времена, просветится земля светом правды и истины, преобразуется и преобразится наш, пока еще мрачный и слабый, мир в славное Царствие Божие.
Помолимся же в настоящий день Преображения Господня вместе с Церковью:
Да возсияет и нам грешным, свет Твой присносущный, Светодавче!
Аминь.
6 августа 1914
1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. (Прим. ред.)