О «Бердяевских чтениях» в Киеве
Бердяев родился в Киеве, учился там в кадетском корпусе, затем — на юридическом факультете Университета, откуда со второго курса в 1898 г. был исключен за участие в студенческом антиправительственном движении и сослан в Вологодскую губернию. Так закончился «киевский», начальный период его жизни, длившийся 24 года.
Бердяев очень любил Киев, считал его одним из самых красивых городов не только России, но и Европы. Его семья жила в Липках, дворянско-аристократической части города, примыкавшей к монашеской части (кстати говоря, обе бабушки Бердяева были монахинями). Правда, Бердяев вряд ли мог сказать о себе, подобно А. де-Сент-Экзюпери: «Я родом из моего детства» — как христианин, а затем духовный писатель он «состоялся» позже. В основном его творческая жизнь связана с Москвой (при библиотеке им. А.С. Пушкина, около Патриаршего Елоховского собора, ныне существует даже музей Н.А. Бердяева) и Парижем, где он поселился после высылки из России в 1922 г.
Тем не менее, именно представители киевской интеллигенции выступили с идеей семинара, посвященного Н.А. Бердяеву, и сумели осуществить ее на высоком уровне — честь и хвала им и особенно ведущему семинара, Вадиму Скуратовскому (правда, не обошлось и без курьезов: в духе несколько повышенного «градуса» патриотизма один из присутствующих назвал Бердяева «великим украинским философом», а целый ряд докладов читался на украинском языке).
Темы выступлений были серьезны и разнообразны. Стоит отметить доклад киевского профессора Сергея Крымского «Кризис антропологизма и проблема духовности», в котором он говорил об актуальности творчества Н. Бердяева, о жизненной важности его ответов на многие острые сегодняшние вопросы, выступление Аллы Латыниной о коньюнктурной цитации Бердяева в современной журнальной полемике (Бердяева делают «рупором идей» зачастую противоположных), а также доклад свящ. Георгия Кочеткова «Гений Н.А. Бердяева и Церковь», который встряхнул начавший было «академизироваться» семинар и привел его к вполне бердяевской по духу, бурной дискуссии.
Ниже мы помещаем тезисы этого доклада, приглашая интересующихся продолжить обсуждение. Надеемся, что желание киевлян сделать «Бердяевские чтения» ежегодными реализуются, и огненное слово Николая Бердяева, которое вначале по благословению о. Алексея Мечева должен был услышать Запад, теперь все чаще будет звучать и у нас.