Проповеди
Из слова на литургии
Мы слышали сейчас небольшой отрывок, говорящий нам о том, как сильно слово Божие. Мы слышали, что народ теснился к Иисусу, желая слышать слово Божие. Это первое, что нужно нам сейчас, чтобы начать менять свою жизнь по этому слову. Нам надо желать его постоянно слышать, наполняясь Духом и Жизнью.
В это время Господь увидел рыболовов. Подойдя к ним, Он стал учить народ из лодки. Невозможно было научить каждого в отдельности, но можно было сказать слово, рассчитанное на всех слушающих. Люди еще на берегу, не на «глубине», но Господь открывает им глубины Жизни Вечной. И все желающие насытились, все слышащие услышали.
Тогда Господь говорит Симону (Петру): «Отплыви дальше и закинь сети». Симон пытался Ему перечить, исходя из своих житейских соображений. Какой, мол, смысл закидывать сети утром? Но, слава Богу, он не стал настаивать на своем житейском опыте. Наш житейский опыт говорит одно, а Господь призывает выходить за его рамки. И мы, как Симон, должны сказать: «По слову Твоему закину сеть». И, конечно, он поймал великое множество рыб.
Когда Симон это увидел, он припал к коленам Иисуса. И что он сказал? Он вдруг говорит: «Выйди от меня. Господи, потому что я человек грешный». Конечно, здесь был страх, чувство собственного недостоинства и удивления. Ужас объял всех от этого улова. Даже сыновей Зеведеевых. Но Иисус удивительно реагировал на эти слова. Он сказал: «Не бойся. Да, ты человек грешный, но для тебя это и делалось и совершилось. Не бойся, отныне ты будешь ловить человеков». И нам, если мы хотим слышать слово Божие постоянно, как Господь велит, надо услышать слово Христа: «Не бойся. Отныне будешь ловить человеков – так же обильно, как ты ловил свою рыбку».
И апостол перестал бояться и уловил множество людей в Христовы сети. Как сказал один из современных проповедников: «Множество сетей разбросано в этом мире. Куда ни ступишь, там и сеть. Но есть лишь одни сети, куда не только можно, но и нужно попасть всякому человеку, где люди спасаются, а не погибают».
Для нас, живущих в этом мире, где слишком много людей, ушедших от Бога или не знающих Его, уловленных разными сетями страстей, сетями увеселений – для нас звучат эти слова, и мы должны их услышать, чтобы исполнились сети Христовы пойманной драгоценной рыбой.
Аминь.
Из слова по окончании литургии
Слава Богу, что Он не только не убавляет наши силы, но их умножает. Среди нас даже маленькие дети выстаивают эти часы. Они показывают нам пример, как надо любить Господа и как надо любить друг друга. Пусть у них с этим бывают проблемы, но и у нас они бывают...
Нам всем нужно научиться жить как единая община, как единая семья. И заметим, что стоит нам друг другу поперечить, и уже возникают трудности. Но в такой день, как сегодня, мы особенно ощущаем, что «ничто не может нас отлучить от Любви Христовой». Дай Бог нам всегда чувствовать эту Любовь. Она как реальная сила способна преобразить весь мир, за который был распят Господь. Будем ходить достойно нашего звания. Это звание, избранничество – не по заслугам. Это дар нашему сердцу, нашей жизни, его нельзя утаить под спудом.
Сегодня, как и во всякий день причащения Божией благодати, не будем унывать, не будем обращать внимания на наши трудности. Даже не будем упоминать сегодня о наших грехах, ибо Бог покрыл их.
Эту благодать мы выносим во весь мир, она есть «свет миру» и «соль земли».
Аминь.
7 октября 1990
День св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Из слова перед утреней
Когда-то в древней церкви по-особому праздновали память святых апостолов и мучеников. На их гробах совершали Евхаристию – таинство Благодарения Богу за Жизнь Вечную. Поэтому дни памяти апостолов считались очень большими праздниками. К сожалению, позже их праздники оказались как бы оттесненными на второй план. Поэтому сейчас даже не все верующие знают, что сегодня праздник св. Иоанна Богослова, любимого ученика Господа, апостола Любви.
Для нас главное в жизни – Любовь. Нам нужно знать ее и возрастать в ней. Мы часто думаем, что мы верующие, и этого будто бы уже достаточно. Но нужно возрастать и укрепляться и в Вере, и в Надежде, и в Любви. Как сказал апостол Павел: «Сейчас пребывают три сии: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» 1 Кор 13:13. А апостол Иоанн написал: «Кто любит Бога, любит и ближнего. Ибо нелюбящий брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» 1 Ин 4:20. Это для нас великое назидание. И мы сейчас чтим память св. апостола Иоанна Богослова, вспоминая, какая Любовь вселилась в него, как этот «сын громов» стал апостолом Любви.
По одной легенде, перед смертью он повторял только одно: «Братья, любите друг друга».
Апостол Иоанн ревновал о каждом человеке, которого призвал Господь. Есть еще одна легенда – о юноше, пришедшем ко Христу, но соблазненном страстями так, что он ушел из общины и стал разбойником. И тогда св. апостол, будучи очень старым, побежал за ним и призвал его к Любви. Юноша раскаялся и вернулся к Господу и в Церковь.
Способность побежать за каждым, кто отошел от пути Любви, чтобы вернуть его, – способность великая и славная. Будем же прославлять апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прославлять свет Любви, чтобы войти в него.
Аминь.
Из слова после евангелия на утрени Ин 21:15-25
Мы слышали знакомый всем текст – последние строки евангелия от Иоанна. Это евангелие во многом отличается от первых трех. Оно чаще всего говорит о тех тайнах, познать которые дано не всем. То, о чем пишет апостол Иоанн, мы воспринимаем не сразу, даже те кто «имеет помазание от Святого и знает все».
Так и в этом отрывке, где говорится, что Господь испытал отрекшегося апостола Петра на верность в Любви. Он спросил его: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня?» И Петр, спокойно вначале, ответил: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Второй и третий раз спросил его о том же Господь. И Петр второй и третий раз ответил, свидетельствуя о своей любви к Господу, о преданности Ему. Но когда Господь третий раз спросил Петра об этом, Петр опечалился, боясь, что Господь ему не верит, ибо когда Господа взяли под стражу, он смалодушничал и трижды отрекся.
А дальше Господь ему говорит, какой смертью Он прославит Бога. Это важно – смертью можно прославиться и прославить Бога, а можно посрамиться и посрамить Бога. ,Мы должны и своей жизнью, и смертью прославлять Бога.
Но Петр не ограничился тем, что узнал о себе. Он оглянулся и увидел апостола Иоанна Богослова, того ученика, который на Таинственной вечери спросил у Господа: «Кто предаст Тебя?» И Господь ответил, указав на Иуду, тем самым тоже раскрывая одну из тайн божественного домостроительства. И здесь Господь, приоткрывая еще одну тайну, в ответ на вопрос Петра о судьбе Иоанна сказал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл пока приду, что тебе? Ты иди за Мною».
Это слово Господа не означало, что апостол Иоанн не умрет. Оно значило, что он прославит Бога не смертью, а жизнью и проповедью Жизни Вечной, реальностью этой Жизни в своей жизни. Апостол Иоанн написал: «Верующий в Господа не умрет, но перейдет от смерти в Жизнь... А даже если и умрет, то оживет» Ин 5:24; 11:25.
Чем страшна смерть? Не просто разрушением тела, отделением души, а безысходностью своей. И если нам открывается, что этой безысходности не будет, – для нас лично, а не вообще, – тогда смерть отступает.
Апостол Иоанн жил долго и проповедовал Любовь и Жизнь Вечную. Он показал, что если в нас зажегся Огонь благодати, то он так изменяет естество наше, целостный состав наш, что невозможно уже будет уйти во тьму смертной тени, в ночь и небытие. Пусть тело обратится в прах, – не беда, этому надо быть. Верующий в Господа восстанет, воскреснет, ибо он имеет Любовь, а эта Любовь никогда не умирает. Кто проникнут этой Любовью, умереть не может.
Но для этого нужно иметь Веру, да и приобщиться нужно не вообще к любви – к ней приобщены все люди на земле, – а нужно приобщиться к Любви Христа, крестной и воскресной, т.е. нужно взять на себя свой крест и идти за Христом, чего бы это ни стоило. Вот чему учит нас св. апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Давайте же и мы последуем за Господом, более и более открываясь Ему нашими сердцами, чтобы никому не было тесно в нас, чтобы мы могли по Любви Христовой вместить всех. Аминь.
Из слова после прочтения жития по 6-й песни канона на утрене
К житию и легендам о жизни св. апостола Иоанна я хотел бы добавить один маленький штрих. Вы видите, мы служим сегодня в красных одеждах. Это символ Воскресения, и в то же время это знак мученичества, знак пролития своей крови за Христа: Апостолы проповедовали своей жизнью и смертью и обычно заканчивали свою проповедь мученичеством. Даже если она не была с пролитием крови, но жизнь их была исполнена крестных страданий, ибо они брали на себя страдания и болезни других. Будем же подражать им в этом и прославлять их за это. Аминь.
Из слова по окончании утрени
Я надеюсь, что вам теперь легче будет читать те книги св. Иоанна Богослова, которые входят в Новый завет: евангелие, три послания и апокалипсис.
Может быть, апокалипсис все же будет читать пока трудно. Ведь чтобы понимать эту последнюю книгу Библии, нужно хорошо знать всю Библию. Но вот евангелие от Иоанна и его послания, исполненные Веры и Любви, вам более доступны, они более всего открывают нам познание Бога и Любви Божисй. Поревнуйте об этом и почитайте то, что написал апостол Иоанн. Вы увидите, как много это дает в духовной жизни. Апостол. Иоанн – один из столпов Церкви, на которых держится наша духовная жизнь.
Желаю вам прежде всего сохранить в сердце Любовь Христову, стремясь к ее Полноте.
Аминь.
9 октября 1990
Покров Пресвятой Богородицы. Венчание Петра и Надежды
Из слова на литургии
Мы сейчас слышали прекрасные слова – четыре отрывка из Священного писания. Прежде всего о том, что даже такой столп веры, как апостол Павел, имел свои искушения по плоти. Он молил Господа об удалении «ангела сатаны...», но Господь, всегда слушавший его, здесь отказал. И что же сказал Он апостолу Павлу? «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» Кор 12:9.
Поразительные слова, дорогие братья и сестры?! Сила Божия совершается в немощи! Воистину, нам с вами тоже довольно благодати Божией. Нам кажется, что нам нужно и то, и другое, и третье, но на самом деле, если есть у нас и в нас благодать, она может совершаться и в немощи. Поэтому не будем ничего бояться, ничего стесняться, так как благодать Божия все сотворит, даже там, где мы немощны.
Вот и вступление в брак требует больших сил и особых забот. Но и брак дает силу, если будет благословение Божие, если будет благодать Божия, которая являет силу Божию и в немощи, – немощи плоти.
Сегодня звучал также отрывок из Нагорной проповеди Господа в изложении евангелиста Луки. Здесь говорилось, что мы должны поступать друг с другом не так, как язычники. Нам надо не просто любить любящих нас, но мы должны поступать с другими так, как хотим, чтобы они поступали с нами. Грешники любят любящих их, совершают добро, но обычно только тем, кто совершил им добро. Они и взаймы дают, но только тем, от кого надеются получить обратно. Господь нам повелел поступать не так. Всегда делайте добро, любите всех, даже врагов своих, и будете сынами света.
Мы не должны ничего от людей ожидать, потому что мы любим их, верим в них. Любовь бескорыстна, и если в наших отношениях есть расчет, то нет Любви Божией, и подлинного добра еще нет.
Господь говорит и о другом, без чего также нет христианской жизни: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас... и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ к неблагодарным и злым Лк 6:27,35. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» 36. Вот так и мы. Давайте не будем ожидать награды внешней, а только откровения Божией Любви в нас и через нас. Если мы подлинные сыны Всевышнего, то будем такими, как Он Сам.
Вспомним и о том, что мы слышали сегодня из послания к Ефесянам – что муж и жена сочетаются в плоть одну, что муж, любящий жену, любит свое тело, поэтому не может совершить против нее ничего дурного. Апостол говорит, что мужу нужно любить жену как себя самого, а жене – бояться мужа, так как муж – глава жены, а значит и глава семьи. Современные женщины часто об этом забывают. Их так поставили в обществе, что они работают как... мужчины. Они и в семье таковы. И тогда брак и семья начинают разрушаться.
Апостол говорит, что мы должны научиться любви к ближнему своему. Жена пусть благоговеет перед мужем, как мы благоговеем перед Господом. Но мужу при этом очень нужно любить жену так, как себя. Они должны быть всегда вместе, они должны нести друг друга в себе. Тогда возможен настоящий брак – по образу брака Христа и Его Церкви, так как Христос несет в Себе Свою Церковь, а Церковь находится во Христе.
Четвертый прочитанный сейчас отрывок был о браке в Кане, где Господь начал совершать чудеса.
Господь всегда радовался о Своих учениках. Так же сегодня и мы радуемся о чадах Божиих – наших новобрачных Петре и Надежде.
Господь Бог благословляет брак человеческий. И не только мистический, Христа и Церкви, но и человеческий брак радостен для Бога. Потому что брак – проявление Любви, того духа, когда люди готовы пожертвовать собой ради другого. Так и Господь Иисус пришел, чтобы пожертвовать Собою ради других. Поэтому в браке Он видел прежде всего явление Любви, а значит – и исполнение призвания каждого человека на земле.
Да, по евангелию, «есть скопцы ради Царства Небесного», но только Богом уготовано одним – одно, а другим – другое. Важно, чтобы человек прошел школу Любви, не оставаясь в одиночестве, не потеряв своего сердца.
Желаем новобрачным этой Любви, в которой надо укрепляться, в которой надо возрастать. Эта Любовь и введет их, как и всех нас, в Царство Небесное, ибо Бог наш есть Любовь.
Аминь.
Из слова в конце литургии с таинством брака
Вы слышали, какова жизнь христиан в браке: с одной стороны, это радость и ликование, но с другой – это мученичество. Венцы эти – и царские, и терновые. Как у Господа. Поэтому пусть созидание вашей семьи будет созиданием домашней церкви. Будьте всегда вместе, а где вы двое, пусть всегда вас будет как бы трое – пусть всегда посреди вас будет Господь. А где Господь, там да будет и Его Церковь.
Желаю вам, чтобы брак ваш был христианским. Христианский же брак не может быть несчастливым. Поэтому желаю вам счастья, радости, терпения, мудрости, чтобы в духовности вашей вы показывали пример настоящего христианского брака. Еще раз желаю вам, чтобы дом ваш стал любимым местом собрания верных христиан.
Многая лета! Господь удостоил вас такого дня в праздник Покрова. Пусть же Покров Господень, Богоматери и Церкви всегда будет над вашей семьей.
Аминь.
14 октября 1990
Из слова перед началом утрени
Я рад, что вы все постоянно обращаетесь к Господу за благословением на всякое доброе дело, что поминаете родственников живых и усопших, что сейчас, когда наконец-то началось настоящее восстановление храма, вы стараетесь преодолеть все трудности, которые возникают при этом. Как говорит писание: «Все, желающие жить благочестиво во Христе, будут гонимы» 2 Тим 3:12. Мы будем молиться за обижающих нас и благословлять гонящих нас Лк 6:27. Нужно преодолевать трудности с Божией помощью. А чтобы не впасть нам в искушение, давайте «сохранять единство духа в союзе мира» Еф 4:3.
Сегодня у нас простодневная утреня с каноном Святой Троице (которой посвящен наш храм) и с каноном Всем святым, из которых большинство – мученики, испытавшие последствия несения креста. Наш крест – Любовь Христова, которая отвергается в этом мире иногда даже со злобой. Но нам нельзя отходить от этого пути.
Давайте же радоваться и веселиться, ибо, как сказано в евангелии «мзда наша многа на небесех».
Аминь.
Из слова на 6-й песне канона
В ектении говорится, что, помянув Пресвятую Деву Марию и всех святых, мы «сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». А в древности иногда читали: «...Христом Богу предадим».
Я хотел бы вам сказать, как надо предавать себя Богу. Богу надо отдать свое сердце. А отдаем ли мы свои сердца Богу? Может быть, мы отдаем его друзьям, работе, дому. А Бог говорит: «Дай Мне твое сердце». Это почти то же самое, что говорит Христос: «Взыщите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» Мр 6:33, т.е. Господь даст вам все остальное.
Что же такое наше «сердце»? Оно подобно Царству Небесному. Это наш дух, если мы открываем его Богу в Вере и если мы приносим плоды нашей Веры. И есть критерий истинности того, отдано Богу наше сердце или нет. На богословском языке это называется «апостолат». Это не апостольство; апостолы видели Господа, были Его «самовидцами». Но апостолы умерли, а апостолат – то, что переходит и нам от апостолов и никогда не умирает. Это есть свидетельство о Господе в преизбыточной радости от того, что Господь пришел и вселился в наше сердце. И этим вы освятились, и стали как бы святыми. Не большими, которых мы почитаем по святцам, а маленькими. Но все же – кто отдал свое сердце Богу, тот и стал святым. Даже если он немощен и грешен – его грехи отличаются от тех, которые творят грешники. Один Господь наш Иисус Христос вовсе без греха – был, есть и будет во веки веков.
А мы – радуемся ли? Мы осуществляем ли свой апостолат? Ведь радостно можно свидетельствовать везде и всем. Нет человека, который не хотел бы радоваться. Так радуйте его – делом, словом, хотя бы улыбкой. Если человек радостен, он будет радоваться, даже если рн при этом глубоко и сильно страдает. Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь... так гнали и пророков, бывших прежде вас», т.е. радуйтесь, несмотря на свои болезни. Господь ослабит ваши болезни и поможет вам их понять. Помните, что сказано в Евангелии: «Дух бодр, а плоть немощна».
Будем радостны, будем благовествовать людям мир, радость и свет – но не словами только, а делом и жизнью. Это и будет наш апостолат. Церковь учит, что так должен делать каждый – и мужчина, и женщина. И пусть, ложно ссылаясь на писания апостола Павла, некоторые говорят, что женщина должна молчать. Такие люди забыли, что по апостолу Павлу женщина должна не вообще молчать, а только в церковном собрании 2 Кор 14:34, ибо она не может в церкви учить, если, конечно, она не пророк. Но духом свидетельствовать о своей радости в Боге она и может, и должна.
Скоро открывается Лозаннский конгресс по всемирной евангелизации. Что это такое – евангелизация? Это несение евангельской истины, откровения Божия в мир. Здесь, слава Богу, мы объединены (точнее, можем объединиться) с другими христианами. Мы не причащаемся с убежденными католиками и протестантами, но Священное писание у нас одно. И свидетельствовать миру сему мы можем вместе.
Я и А.М., по благословению нашего священноначалия, будем делегатами на этом конгрессе (всего от Русской православной церкви будет четыре делегата). И я прошу вас молиться о нас, и не только потому, что мы – ваши, а потому, что проповедь о Христе всегда требует молитвы. За эту проповедь каждый год в мире до сих пор гибнут сотни миссионеров. Но эти люди идут и идут, как апостолы, как Божий служители, проповедуя Христа тем, кто Его не знает. Это и православные, и другие христиане. Сейчас такое время, когда надо проповедовать не только в Африке, но и в Европе, где очень много неверующих. Если это нс делают православные, что же – слава Богу, что это делают католики и протестанты. Мы должны молиться обо всех, кто искренне проповедует Христа, предавая всю свою жизнь Христу Богу. При этом мы поминаем вначале Богоматерь, стоящую во главе всех святых, а затем и всех святых, прося их о помощи и поддержке в нашем миссионерском свидетельстве.
Аминь.
20 октября 1990
Из слова на исповеди
Как мы узнаем, кто достойно и кто недостойно приходит к таинству Причащения? Недостойны те, кого Господь не принимает, осуждает. Или такой человек неожиданно, без видимых причин заболевает, или в его жизни вдруг начинают происходить какие-то нелепые вещи, неприятности. Быть же достойным означает только одно – полностью отдавать свое сердце Богу: решиться идти только за Ним, чтобы выполнить все свои обязательства по отношению к Нему. Эта же решимость необходима и в таинстве Покаяния. На этом пути может что-то не получиться, но решимость исправить грехи должна быть у каждого из нас. То же – с причастием. Вы должны рассуждать о Теле и Крови Господних, о том, что произошло на Кресте и в Воскресении Христовом, о том, что нас ожидает.
Эта вот решимость и должна быть сейчас проверена вами: насколько вы решились отдать свое сердце Богу, насколько вы решились жить так, чтобы быть достойными Бога, отдавшего за нас Своего Сына.
Причастие – в переводе на русский язык означает приобщение. Приобщиться – значит стать общником, войти в полное общение со Христом. А войти в это общение можно только через Любовь, которую Господь показал нам на Кресте, – крестную и воскресную. По-другому приобщиться нельзя.
Если же мы приобщаемся к такой Любви, – то мы Ему приобщились, причастились, тогда все благодатно.
Когда мы решились оставить все свои грехи, недостатки, оставить все и последовать за Христом – мы истинно покаялись.
Господь сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь», – по этому Пути и надо пойти. Нельзя раздваиваться, нельзя идти по двум путям, служить и Богу, и мамоне. Вот что сейчас для нас значит таинство Покаяния. Это дар Божий, который приводит нас к решимости стать на Божий путь. Мы часто идем близко, как бы в виду Этого пути, но руководствуемся человеческими соображениями – как быть и что делать, как общаться с людьми и т.д. Не всегда нам хватает решимости жить так, как открыл нам Господь.
Вы знаете, что на этом пути надо много трудиться, надо много послужить. Пусть каждый помнит, что он имеет талант перед Богом, которым надо послужить Богу и окружающему миру. Этот талант есть в каждом, только не каждый осознает, какой это талант, как его приумножить. Вот что нужно нам сейчас сделать, чтобы начать исповедь. Мы часто думаем, что на исповеди нужно лишь пожалеть о каком-либо конкретном деле. А главное-то, решиться жить по-Божески, и значит, по-человечески. Давайте попросим Господа, чтобы эта решимость была у всех одинакова. А это нам надо, чтобы ни одного чужого по духу человека на нашем таинственном, евхаристическом собрании не было.
А теперь помолимся...
По окончании молитв исповеди
Готовясь к исповеди, надо с решимостью отвергнуть грехи. У каждого они свои, в юности одно, в старости другое. Но все грехи – прежде всего беззакония. Мы преступаем Закон Божий.
В Новом Завете – это закон Любви и Свободы. И только тогда, когда мы преступаем этот закон, мы грешим против Господа нашего Иисуса Христа, мы преступаем и Закон Божий. Это высший Закон, закона выше его -не знает никто на земле.
Мы даже думаем – и правильно думаем, – что Бог есть Любовь и Свобода. И, отвращаясь от Любви, мы отвращаемся от Господа.
Но этот закон распространяется на тех, кто духовен. А мы часто не очень духовны. Мы часто не исполняем даже тот закон, который был задолго до Христа и только вел ко Христу. Кто уже пришел ко Христу, тот не живет никаким иным законом, кроме Любви и Свободы. Но мы еще часто не вполне пришли к Нему. Поэтому кто-то крадет, кто-то на грани или даже за гранью прелюбодеяния, кто-то поглощен своим домом в ущерб духовной жизни и т.д.
Мы грешим и против Бога, и против ближнего, и против всего мира, который сотворил Господь Бог. Мы должны чтить все, на чем есть отпечаток творческого акта Бога, особенно человека, хотя, конечно, не уравнивая Бога и Его образ.
Грешим унынием, ленью, праздностью. Даже в молитве, которая дает нам столько тепла, ленимся. Если преодолеть свою лень, весь день пройдет под благодатным покровом Бога.
Бываем невнимательными и к тому, что делаем, и к ближним нашим. Смотрим на человека, который обращается к нам, как на стенку, думаем при этом о своих делах, даем обещания и не выполняем их. Надо стараться это преодолеть. Если мы допускаем эти грехи – будем каяться.
Мы позволяем людям осуждать Церковь, верующих и даже хулить Бога. Мы не имеем ревности по святыне. Бог – великая Святыня, но и Церковь Божия – тоже святыня, и верующие – святыня, и хулить ее и их не позволено никому.
Прости, Господи, что мы не ценим наших близких. Как же мы тогда можем ценить других людей?
Ропщем на Бога, сомневаемся и не ищем выхода из этого.
Стыдимся перед людьми своей веры.
Бываем неблагодарны и злы. Кто живет духом зла, тот одержим духом дьявольским, тот бесноватый.
Согрешаем немилосердием и равнодушием даже к страданиям наших близких, не обращаем на них внимания. Гневаемся, раздражаемся, не бережем свою семью. А иногда так ее «опекаем», что в ней и вздохнуть нельзя. Не даем никому в ней свободного выбора, сами выбираем за других. Бываем злопамятны и жестокосердны до того, что с трудом прощаем близких.
Если называем кого-то не своим, то ничего не делаем, чтобы он стал своим.
Простим всем, кто нас обидел, и будем просить прощения у тех, кого обидели мы.
Осуждаем часто. Естественный дар человека – судить, иметь суждение, превращаем в осуждение.
Не умеем сорадоваться ближним, а «Царство Божие есть праведность, мир и радость во Святом Духе». Нет радости, – нет и этого Царства в нас.
Готовы позавидовать любой мелочи, любому приобретению, любому таланту другого человека, готовы даже ему за это досадить.
Лжем, говорим одно, а делаем другое. Не стремимся к чистоте и праведности Божией. Злословим, сквернословим, если кто-то нас вывел из себя. Если и не говорим все вслух, то про себя произносим злые, недостойные, хульные слова.
Не воздерживаемся: кто-то может впасть в грех пьянства, кто-то курит, – имейте решимость в себе это преодолеть. Пусть это будет связано с дискомфортом, даже с болезнью – ничего, от всех грехов надо раз и навсегда отходить.
Нельзя есть где угодно, что угодно и когда угодно. А мы, кроме этого, не соблюдаем постов в среду и пятницу. Ведь в среду вспоминается предательство Христа Иудой, в пятницу – последствия этого, Его страдания, чтобы никогда и мы вольно или невольно,, прямо или косвенно не предавали Господа.
Есть и другие грехи, с которыми мы не боремся. Считаем, что если они есть у других, то можно и нам. А ведь Господь судит и помышления сердечные, а не только дела. Нужно решиться не допускать никаких грехов, так как один грех ведет за собой множество других. Мы же расслабляемся и расторгаем, а не собираем со Христом, а Господь сказал, что надо с Ним собирать. Весь мир вокруг нас должен быть собран под благодатным покровом Христа, Богоматери и Церкви нашей.
Цель – чтобы все в нашем окружении стали истинными христианами, чтобы ни один человек не остался в несчастьи безверия. И если мы это делаем плохо, будем просить у Господа прощения.
Прости нас, Господи!
27 октября 1990
Из слова на литургии
Мы сейчас слышали два отрывка – из послания апостола Павла и из евангелия от Луки.
В послании звучали слова о том, что апостол Павел был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» и поэтому стал гонителем Церкви Божией. Господь, тем не менее, за великую ревность Павла о правде, о Боге, явился ему Сам и призвал его свидетельствовать об Истине, что Христос пришел и спас нас.
После этого Павел не пошел советоваться «с плотью и кровью», т.е. с людьми, даже святыми апостолами, он отправился в Аравию, как бы в пустыню. И три года ему понадобилось, чтобы выйти из этой пустыни. Мы тоже нуждаемся в такой пустыне для укрепления и, выйдя из нее, должны свидетельствовать о Господе Иисусе Христе в Духе и силе.
Далее в евангелии от Луки говорится об одном из трех воскресений, которые Господь совершил во время Своего земного служения. Почему Он воскресил юношу – сына вдовы Наинской? Потому что сжалился над его матерью, плачущей и рыдающей.
Чего нам часто не хватает, чтобы делать дело Божме? Мы часто не видим людей вокруг нас, не сострадаем им. Нам не хватает жалости к этим людям. К сожалению, сейчас это понятие дискредитировано. А жалость – это проявление сострадания и, значит, Любви. Если бы Господь не сострадал, Он бы не воскресил юношу, – ведь Он был не «обязан» творить чудеса.
Народ оценил то, что Господь сделал. Народ оказался способным воспринять то, что многие сейчас воспринять не способны. «Всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» Лк 7:16. Мы тоже, братья и сестры, надеемся, что Господь посылает боговдохновенных пророков и к нам, Великие святые находятся и среди нас. Бог посещает нас чаще всего через наших близких, родных, через тех, кто стоит рядом с нами в одном храме. Чего же нам не хватает? Только того страха Божия и той славной радости.
Господь дает нам все даром, а мы часто забываем даже благодарить, поэтому и не возвещаем дела Божий в наше время. А надо возвещать, так как Господь творит их в стране нашей и во всем мире Своем. Давайте не дожидаться, пока Господь начнет воскрешать мертвых между нами, но благодарить Бога за каждое посещение Его благодатию, за милость к церкви нашей, столь расслабленной ныне, к народу, еще не вставшему с колен. Будем же благодарны Богу «о всех и за вся».
Аминь.
21 октября 1990
Из слова на исповеди
Каждую неделю, проверяя свою совесть, мы должны делать новый шаг в нашем совершенствовании, ибо Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» Мф 5:48. Но наше совершенство далеко от Божиего совершенства. Надо нам стремиться к нему, проявляя свою духовную нищету.
Подумаем, чего нам не хватает, чтобы быть достойными чадами Божиими. Да, мы отдали сердце Христу. Но часто мы не бываем достойны того звания, в которое мы призваны. Мы должны многое сделать на земле. Нам Господь дал жизнь как дар, который надо умножить. Мало жить порядочно, прилично, мы должны получить и явить Жизнь Вечную.
Нам часто не хватает двух вещей: терпения и дерзновения. Прости нас. Господи, что мы бываем нетерпеливы, когда на нас наседает зло в ответ на добро, которое мы начали делать. А мы опускаем руки и оказываемся тогда неверными Богу. Да, трудности велики – особенно когда мы начинаем заботиться не только о себе и когда мы начинаем свидетельствовать об Истине в этом мире. И мы боимся трудностей, вместо того, чтобы обратиться к Господу и друг к другу за помощью.
Но не хватает и дерзновения, ибо всякое дело Божие творится с дерзновением, в великой силе Духа. Надо следить, чтобы терпение не превратилось в пассивность, а дерзновение в дерзость. Прости нас, Господи, что у нас одно превращается в другое. Бываем дерзки и пассивны одновременно. Да еще оправдываем себя. Мы же должны испрашивать оправдания у Бога! Прости нас. Господи, что мы требовали человеческого или собственного оправдания. Оправдание же Бохяе состоит в том, что Он признает нашу жизнь праведной и посылает благодать. В Церкви мы оправдываемся Любовью, которая есть дар Христов. Прости нас. Господи, что нам не хватает ни праведности, ни Любви. Любовь есть жертвенность и открытость друг к другу.
Мы измельчали. Сделаем что-то и считаем себя уже великими. Нас мало, но мы можем стать закваской для всего города. Одиннадцать апостолов просветили весь мир. Они были не одни – они служили в общине помощников, сотрудников. Но они сами были преданы Господу и Духом Божиим творили чудеса.
От нас не требуется сейчас просвещения целой страны. Но быть закваской мы должны. Прости, Господи, что мы не тем «квасим» это тесто. Мы еще слишком увлечены собой, своим здоровьем, семейными проблемами, и не делаем дела Божиего. Кто имеет дерзновение перед Богом, тот непостыжен Богом и успевает делать и свои, и церковные дела.
Нужно уйти от эгоизма, от зависти, подозрительности, лицемерия, лжи.
Люди часто хотят сидеть на всех стульях сразу, не берутся дерзновенно отдать все свое сердце Богу, что нс значит отойти от домашних дел, работы, учебы. Это значит перераспределить свои силы, построить правильную иерархию ценностей: чем мы можем и должны пожертвовать, чем можем и должны рисковать. А если нет – мы не будем жить христианской жизнью.
Многие из-за пустяков, мелких соблазнов не ходят в церковь, «оставляют свое собрание» Евр 10:25.
Давайте подумаем, способны ли мы свидетельствовать Истину, способны ли мы всегда простить любого человека, если он желает исправиться и просит прощения.
Мы только в начале пути, не будем думать, что мы всего достигли. Какие бы ни были у нас хорошие плоды, будем помнить, что это только первые плоды, поэтому будем иметь дерзновение, но будем иметь и смирение, и терпение.
Можно построить десять храмов, но без церковной жизни в них будет пустота, Богу неугодная. А если церковная, духовная жизнь будет, Господь благословит не только храм, но и весь город.
Будем стараться возвышать авторитет Церкви, а не унижать, хотя и много у нас проблем и грехов. Мы не принадлежим себе – Христос за нас умер на Кресте. Но чтобы Его достояние вошло в жизнь нашу, надо много потрудиться.
У каждого есть свои грехи – покаемся все в том, что было за неделю, после прошлого причастия. А есть те, кто редко причащается, – это грех тяжкий, так как такой человек сам себя отлучает от Бога и Церкви. Прости, Господи, что мы сами себя разрушаем, а не собираем со Христом.
Все, что не соответствует христианской жизни, мы должны отринуть – все сразу. Конечно, одних наших усилий на это не хватит, но Бог нас поддержит. Порядочным может быть и неверующий, но стать святым неверующий не может. Давайте думать об этом, и пусть каждый, подходя на исповедь, пообещает перед крестом и евангелием не повторять грехов, за которые мучает совесть.
Итак, пусть эта исповедь для вас будет новым шагом, хотя каждый раз это делать все труднее: чем выше тропа, ведущая в горы, тем она уже. И нам нужно отходить от широкого, удобного пути в жизни. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Мф 7:14. Давайте найдем эти врата и этот путь, чтобы войти в Жизнь Вечную.
Аминь.
28 октября 1990
Из слова на литургии
Когда мы слышали притчу о сеятеле Лк 8:5-15, каждый из нас, наверное, хотел определить, какое семя мы, и как оно живет.
Мы имеем духовное право получить разъяснение. Притчами Господь говорит только тем, кто вне Церкви, зная, что люди вне церковного собрания таковы, что глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не: слышат, и нужно долго еще говорить им слово Божие, чтобы открылись их глаза и уши. Но ученики – среди избранных, им Господь открывает значение всякой притчи.
Семя, «упавшее при дороге», – те, кто не видит и не слышит, но только любопытствуют. К ним приходит дьявол и уносит слово из их сердца. Но как это вдруг приходит дьявол и похищает слово? Через зло'и грех этих людей. Когда их сердце исполняется злом, – что бы они ни видели от Самого Господа, они от Него отходят.
А «упавшее на камень» семя – что это? Кажется, как хорошо: человек рад, ответив на то, к чему сердце призывало его всю жизнь. Но нет корней, камень мешает укорениться. «Во время искушения отпадают». Что это значит? Некоторые, начиная читать Евангелие и совершать добрые дела, впадают в искушения и оттого думают, что это путь не Божий. Но ведь всякое дело Божие вызывает реакцию зла, реакцию отрицания. Бог не обещал комфортной жизни в этом мире. Он обещал счастье, но это счастье мало бывает связано с наслаждениями мира сего. Человек не хочет брать на себя крест и потому не идет за Господом.
Зерно, «упавшее в терние», – это те, кто, отходя, заботами, наслаждениями житейскими подавляются, как бы заглушая проросший стебель. Мы часто подавляемся этим и не приносим должного плода Богу. Мы часто думаем, что все можно совместить и почему бы не получить еще и удовольствие, богатство. И работаем, работаем, работаем – на себя. У многих работа по дому отнимает почти все время. И человек не приносит плода, подавляется этими заботами.
Но есть те, души которых подобны доброй земле – смиренной, готовой принять в себя семя благое почве. Они, принимая Слово, хранят его в добром, чистом, т.е. святом, сердце и приносят плод в терпении.
Дай Бог, чтобы среди нас было больше таких, чтобы мы имели глаза и видели, имели уши и слышали, и приносили плод Богу.
Аминь.
По окончании литургии
Поздравляю вас с воскресением, так как принятие снятых Тела и Крови – это причастие Воскресению Христову.
Если Господь посылает сеятелей сеять семя евангелия всем народам, то Он посылает и нас. И если мы не идем, значит нечего сеять, значит, – внутри пустота. Имейте полноту и сейте семя, учите Евангелию, чтобы отвратить людей от Смерти.
Приходя причащаться, мы получаем силу не для того, чтобы после этого расслабиться. У кого больше сил – у того больше талантов, у того большим должен быть и плод. Кто хочет быть большем – стань всем слугою Мф 20:26 и так умножь свой талант!
Воля Божия на земле – чтобы никто не погиб, но все имели Жизнь Вечную.
Аминь.
28 октября 1990