О Лозаннском конгрессе всемирной евангелизации в Москве
В течение этой недели мы, т.е. я и наш регент Александр Михайлович Копировский, были в качестве делегатов на Лозаннском конгрессе по всемирной евангелизации.
Прежде всего, что такое евангелизация? Это принесение каждому человеку на земле словом, силой Духа и примером вести о спасении, совершенном Христом на Кресте и в Воскресении.
Для того чтобы нести эту весть, нужно иметь личный опыт христианской жизни и хорошо знать писание, всю Библию. А у нас есть христиане, которые ходят в храм, молятся, причащаются, а писания — слова Божьего — не читают и не понимают. И когда люди спрашивают о вере, то в ответ от них ничего церковного, подлинного не получают, за исключением слов: «Приходи в храм — узнаешь», и все. А нужна-то людям Благая весть о Христе и приближении в Нем Небесного Царства. Вот распространение во всем мире этой Благой вести и является целью «евангелизации».
Сейчас христиане, наконец-то, слава Богу, после многих веков жизни пассивной, для себя, вспомнили, что есть еще множество людей, которые Благой вести пока не слышали. И что мы нарушаем волю Божию, если не проповедуем, не свидетельствуем. Что тогда мы или еще как оглашаемые, если у нас уста еще не говорят «от избытка сердца», или мы уже нерадивые христиане.
Конечно, не все имеют апостольский дар, но не это важно, важно лишь не пропускать случаи, когда Господь нам дает возможность помочь людям. Каждый из нас призван свидетельствовать о Боге во Христе тем, кто интересуется этим, кто об этом спрашивает. Что вам дано в опыте Церкви, о том и расскажите, поделитесь с людьми своей радостью в вере. Все, кто верует в Бога, имеет в сердце опыт общения с Ним, опыт возрождения духовного. Вот о чем мы всегда должны быть готовы поведать людям.
Те, кто этим больше занимается, и собрались на Конгресс. К сожалению, православных делегатов было очень мало. Это понятно: Русская православная церковь, испытавшая страшные гонения, должна еще собирать свои силы. Не то что у нас нет проповедников, но их нужно собрать из разных мест и городов. На прошедшем Конгрессе большинство было протестантов: баптисты, пятидесятники, методисты, адвентисты и т.д. Католической делегации не было. От Грузинской православной церкви — только корреспондент их газеты. Поэтому нам пришлось взять всю ответственность православного представительства на себя. В рясе был я один. И поэтому мне, кроме бесконечных интервью, приходилось еще отвечать православным людям, пришедшим и приехавшим самостоятельно на этот Конгресс, в том числе из разных епархий. Они спрашивали благословения на участие в этом движении.
Сейчас и нам стало ясно, что православным особо нужно согласовать свои действия по евангелизации и устроить такой же съезд или какую-то подобную миссионерскую конференцию.
Протестантам очень помогают зарубежные христиане — техникой, книгами и т.д. Мы этого не имеем, что очень печально, ибо Православная церковь сейчас нищая. Она даже не может восстановить свои разрушенные храмы в прежнем великолепии — ведь они строились веками и с помощью богатейших людей страны. А где сейчас такие люди? И какие века у нас впереди? Кажется, наша церковь взяла на себя непосильную задачу, а государство нам почти не помогает, хотя должно было бы помогать.
Хорошо на Конгрессе было то, что обстановка была неофициальной. Любой мог прийти. Раздавались бесплатно или принимались заказы на Библии, детские Библии, видеокассеты, магнитофонные записи Нового завета на разных языках и т.д.
Всеми отмечалось, что везде в народе сейчас есть жажда слышания слова Божия. Вот, к слову говоря, может быть и в нашем городе мы в скором времени устроим собрание для всех горожан — чтобы все они могли услышать, что такое Библия, Кто — Христос, и что есть Его Церковь. Ведь, в отличие от нас, уже верующих, им нужно в первую очередь говорить о Боге, о Христе, о благодати, о вечной Жизни. В нашем храме, к сожалению, мы пока из-за недостатка места и из-за духоты не можем устроить диалог, ответы на вопросы, хотя в некоторых храмах это уже делают во внебогослужебное время. Да и не все еще готовы пойти прямо в храм…
На Конгрессе некоторые инославные подходили к нам и выражали свою любовь к нашей церкви. А некоторые говорили, что они хотя и протестанты, но православного направления. И здесь оказалось, что не так важно, что они привыкли к своим формам богослужения и церковной организации, лишь бы дух был православным и не отступающим от полноты богооткровенной Истины.
Баптистские пресвитеры иногда просили подарить им крестики, задавали вопросы о православии и удивлялись ответам (вплоть до такого труднопримиримого нашего разногласия, как крещение детей).
Мы не скрывали, что мы православные, не замазывали ни наших различий, ни серьезных разногласий. Нас слушали многие. Там было очень много мужчин, а им всегда более требуются ответы, именно позволяющие понять вопрос, в отличие от женщин, часто воспринимающих многое одним чувством.
Не очень приятное впечатление у нас оставили эстрадные мелодии со священными словами.
Было несколько печально и то, что руководство Конгресса нас, по существу, игнорировало: никто всерьез ни разу не подошел, нам ни разу не предложили ни провести молитву, ни сказать слово на пленарном или ином большом заседании. Мы выступали только на небольших семинарах. С другой стороны, они хотели показать, что это движение — движение всех церквей страны. Увы, пока это все же не так. А чтобы стало так, вначале надо было бы выработать принципы отношений между церквами — этические принципы, которые поныне часто нарушаются, особенно со стороны баптистов и т.п. Они называют православных идолопоклонниками и т.д., перетягивают к себе слабых или неподготовленных членов православной церкви. И, к сожалению, нередко наши верующие слишком мало научены вере, иначе можно было бы не бояться за них.
Руководство Конгресса ориентировалось только на протестантов, игнорируя всех остальных христиан нашей страны.
Этого нельзя было не заметить. Даже один из баптистских пресвитеров сказал нам: «Мне стыдно, что вам не дали слова». Но среди них, к сожалению, это было исключением. Ведь обычно они упоены собою и сознанием собственного, индивидуального спасения (а это — самое неприемлемое в баптизме, как заметил еще Н.А. Бердяев). А мы представляли великую Церковь, и нам было что сказать об опыте, накопленном в ней как за две тысячи лет, так и за последнее время. И потому когда они прочитали итоговый документ Конгресса, где говорилось, что они готовы евангелизировать всю страну, мы не встали и не сказали в ответ: аминь. Таким образом, итоги Конгресса и печальны и радостны.
И в заключение. Многие из наших московских братьев приходили на Конгресс. Это было для нас большой поддержкой — ведь было бы очень трудно нам одним держать на себе всю духовную нагрузку.
И всё же я надеюсь, что Господь совершил какое-то Свое действие на этом Конгрессе. Мы вспомнили, что нам нужно делать «дело веры» со многими и разными людьми. Так делать, чтобы все люди, придя в церковь, видели, что это не какой-то клуб по интересам, а место, где действует, царит и благодать Божия.
Я надеюсь, что Конгресс будет поводом для разговора и с нашей иерархией о том, как у нас возбудить ревность распространения слова Божия. Нужна программа православного миссионерства, как она была в России в начале XX века. Мы должны вспомнить гениальный и святой опыт православных русских миссионеров и миссий.
Прошу и в дальнейшем не оставлять своих молитв за нас. Ведь нам приходится не только участвовать в официальных мероприятиях, но и проповедовать, даже собирая для этого заинтересованных людей по клубам и домам. Нам всегда нужно быть в силе Духа Святого, чтобы быть достойными этого свидетельства. А без благодати Божией можно говорить хорошими готовыми фразами, формулами, но от них одних никто к Богу не придет. Давайте же все покажем пример живой проповеди и евангелизации в тех условиях, в которые Господь нас поставил.
Я рассказал вам обо всем как перед лицом Священного Синода. Вы молились за нас, и я хочу, чтобы вы все знали о происходивших событиях, касающихся всей нашей Церкви.
Из слова после утрени 27 ноября 1990