О трудностях современной катехизации
Проблема христианского научения становится в наше время все более и более острой. Сейчас крестится немало взрослых людей, причем крещаемые, как правило, не знакомы даже с важнейшими основами православной жизни и веры, а некоторые из них вообще входят в храм и сталкиваются с живым христианством практически впервые. Вряд ли можно считать такую ситуацию нормальной. Мало того, в катехизации нуждаются и многие крещеные люди.
Конечно, ввести сейчас во всех приходах достаточно полноценную, длительную (в течение нескольких лет или хотя бы месяцев) подготовку перед крещением нереально. Но некая минимальная катехизация вполне возможна всегда и везде, и к ней следует переходить, не теряя ни дня.
Хочу напомнить, что речь идет о подготовке к крещению взрослых людей. Если крестят ребенка — то готовить следует хотя бы одного из родителей и одного из крестных — тех из них, кто реально сможет исполнять свои духовные обязанности.
Итак, для взрослого, приходящего к Крещению (или впервые по личной вере к Причастию), необходима хотя бы микрокатехизация. Для этого за несколько дней до участия в таинстве он должен побеседовать с пастырем или катехизатором, которым может быть и кто-нибудь из обученных диаконов, или церковнослужителей (алтарников, певчих, чтецов), или прихожан. Для них придется отвести и определенное время (например, после вечерней службы) и помещение. Древняя Церковь проводила подобные беседы в притворах храмов. Приходящим же ныне вместе с советами и ответами на вопросы в храме или ином каком-либо церковном помещении можно давать тексты основных молитв с разъяснением Символа веры и заповедей. Конечно, основная цель такой беседы — удостовериться, что пришедший уже искренне верит в Бога, нашего Творца и Небесного Отца и Сына Божия, Спасителя нашего и всего мира. Иисуса Христа, ибо без такого искреннего и личного (не формального!) исповедания веры допускать взрослого человека к Крещению нельзя. Дело пастыря, катехизатора внимательно разобраться в каждой ситуации, понять, насколько человек духовно зрел, насколько «во благовремении» будет сейчас его Крещение.
Разумеется, там, где это возможно, лучше проводить достаточно длительное и полное оглашение, устраивая специальные встречи, скажем, в субботу или воскресенье после богослужение, как это делается (правда, пока в расчете лишь на уже крещеных верующих) кое-где в Москве. Может быть, стоило бы в городах выделить один или несколько приходов, где подготовкой к крещению занимались бы особо, для чего надо будет подготавливать катехизаторов из наиболее активных и просвещенных прихожан и организовывать в этих приходах специальные библиотеки. Тогда нуждающегося в серьезной катехизации из любой церкви можно было бы направлять в такой центр. Вся работа, конечно, должна будет опираться на продуманную и проверенную «систему катехизации», которая сама по себе является предметом отдельного разговора.
Конечно, трудности, с которыми придется столкнуться, велики. Нельзя забывать, что в течение последних десятилетий никакая серьезная катехизация, кроме самокатехизации, была невозможна. Современного общецерковного живого опыта в этой области практически нет — традиция прервана. Современный опыт, но неправославный или православный, но несовременный, можно использовать лишь отчасти. Отсюда и многие проблемы внешние: нет ме только библиотек, но даже книг, которые можно использовать непосредственно и полностью; почти нет священно- и церковнослужителей, готовых к этому служению, также почти нет катехизаторов из мирян.
Итак, с чего начать, на что можно опереться уже сейчас? Говоря о православной традиции, связанной с оглашением и Крещением взрослых, естественно прежде всего обратиться к имеющемуся и доступному многим опыту нашей Церкви. При этом мы должны понимать, что восстановление преемственности в нашей церковной традиции относится только к принципам, т.е. основным правилам катехизации, а не к тем или иным конкретным ее формам.
Надо помнить, что знания и духовный опыт новообращенными не приобретаются сразу. Древняя Церковь хорошо понимала это. Неверующим была доступна лишь миссионерская проповедь вне храма, вне общины, а для уверовавших, но еще не принявших Крещение существовало два периода, или две ступени оглашения, а также краткий (обычно в течение недели после крещения) период введения в таинства и догматы Церкви, так называемое таинствоводство. Символ веры и молитва Господня «0тче наш» постепенно раскрывались лишь оглашаемым 2-й ступени — во время непосредственной подготовки к Крещению, проходившей в течение месяца или двух. Предшествовавший же этому 1-й период, иногда называющийся «предоглашением», обычно продолжался несколько лет. Конечно, в наших условиях такие сроки вряд ли приемлемы. Но, поняв принцип, мы избежим многих ошибок. Ведь, что греха таить, сегодня человек, приходя в церковь, часто узнает не совсем то, что ему в это время нужно. Например, не зная азов вероучения и христианской жизни, начинает читать аскетическую или догматическую литературу и в результате воспринимает ее односторонне, а иногда и неверно. Нужно знать, что об аскетике, догматике? и о церковных таинствах нельзя говорить с некрещенным (или еще не наученным!), хотя бы и верующим человеком.
Хотелось бы сказать и о другом древнейшем принципе катехизации — необходимости духовно и нравственно проверять жизнь оглашаемых, нести общую ответственность за них.
Разумеется, изучения древних курсов огласительных бесед недостаточно. Нужно все проверить на современном опыте. Только так можно будет представить, в каких конкретных (желательно — многообразных, при единстве духа) формах может осуществляться катехизация взрослых в наших условиях.