Из проповедей в Свято-Троицкой церкви г. Электроугли
Пасха Христова 1990 г.
Слово после чтения Евангелия за ночной пасхальной литургией (Ин 1:1–17)
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!
Братья и сестры, христиане! Вы слышали сейчас о том важнейшем, что составляет нашу веру. Во-первых, мы с вами верим в Слово, но в Слово не простое, не тварное, а в Слово Божие. Будем, однако, ценить и тот дар, который также есть у нас, слово человеческое, потому что оно отображает в нас Слово Божие, только если оно от Истины, если оно от Духа.
Братья и сестры! Сейчас мы с вами слышали о том, что во Иисусе Христе обитала Вся Полнота Божества телесно, и от Его Полноты все мы приняли благодать на благодать . Конечно, и до пришествия Христа в мир знали о благодати Божией. Был целый народ, который знал откровение Бога, знал о Божией правде. Были у этого народа и великие пророки, посланные Богом, которые были посещаемы Божией благодатью. Но этого оказалось все же мало, для того чтобы преодолеть то разделение, которое было между человеком и Богом.
И вот, теперь во Христе все, не один народ, а всякий верующий во Христа, получает благодать на благодать , потому что закон, возвещавший о Божией правде, был дан еще через Моисея , но благодать и истина произошли через Иисуса Христа.
Мы возвещаем эту Веру! Мы верим, что Христос, воскреснув, уже не умирает . Потому Его благодать и истина и есть в нас залог того Небесного Царства, которое должно быть открыто в сердце нашем.
Будем с вами готовить это Царство в сердце своем, а через себя и во всем мире! Не дадим снова сгуститься мгле в сердцах, которые ныне просвещены Духом Святым через Христа Воскресшего!
Сегодня мы прославляем это Воскресение Христово и потому исповедуем: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Все: ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!
Слово перед утреней
Сегодня мы собрались на молитву, чтобы получить благословение на всякое доброе дело. Господь посылает нас в мир, чтобы нам быть светом миру и солью земли . Соль земли это люди, которые сохраняют от погибели, от разложения всю землю. Господь послал и нас на служение, чтобы сохранить от разложения весь мир. И с кем даст нам Господь сегодня встретиться пусть у них будет радость, любовь, мир. Нам надо понять, что значит Любовь Христова: не делать зла, не желать зла никому, чтобы мы могли передать благодать Христову другим.
Итак, давайте служить Богу, принося Ему духовные жертвы, как говорит апостол Петр, благодаря Бога, Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет 2:9). Мы должны пребывать в этом свете.
Мы не приносим Богу кровавых жертв, мы приносим Богу свое сердце, предавая Ему в молитве самих себя и всю жизнь нашу, и друг друга. Вот эту бескровную жертву и принесем сегодня у алтаря Божия.
По окончании утрени
Вот мы завершили нашу утреннюю молитву.
Вы знаете, что в каждом богослужении есть части самые главные, а есть подготовительные к центральной и заключительные.
Утреня, которую мы завершили, очень древняя служба. В своих основах она восходит ко временам апостолов. Еще из древнеиудейской практики святые апостолы и первые христианские поколения восприняли правило прославлять Бога вечером при заходе и утром на восходе солнца. Вечером пели Свете тихий , а утром Слава Тебе, показавшему нам свет и Великое славословие. С этих слов начиналось в древности богослужение (т.е. с того, что сейчас совершается в середине или даже под конец). А сразу после этого было положено читать Священное писание и потом говорить поясняющую чтение проповедь. В древности чтение писания не проходило без чтения проповеди так и мы стараемся делать в нашем храме, в нашей общине, чтобы вы знали, зачем пришли на молитву, чтобы было что рассказать потом вашим близким.
Сегодня вы слышали два хвалитных псалма: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все силы Его, Тебе подобает песнь Богу . Это те древние псалмы, которые предваряли основную часть утрени, когда читалось или пелось Великое славословие. А после него поется тропарь праздника и совершается заключение утрени. Таким образом, в центре утреннего богослужения стоит не канон и не шестопсалмие, т.е. не те части, на которые уходит больше времени, а те, которые духовно более важны. И шестопсалмие, и канон только подготавливают к главной части утрени Великому славословию и чтению писания с проповедью.
Я хотел бы, чтобы вы обращали внимание на богослужение, понимали бы, что главное, что второстепенное в нем. Ибо ни один человек не может быть равно сосредоточен во время всего богослужения. Коли есть в нем более важные места, они-то и требуют полной отдачи, полного сосредоточения, внимания. В Церкви часто возглашают: Вонмем! (или внемлем , будем внимательны ). Этот призыв к вниманию знак начала важнейших частей богослужения, например чтения Священного писания. Есть и другие подобные возгласы, например, Прости! Если при этом поднимается евангелие и священник или дьякон говорит: Премудрость, прости! значит, это евангелие и есть источник Премудрости Божией, а прости дословно значит встаньте прямо, благоговейно, просто . Отсюда и слово простить , т.е. как бы выпрямить отношения между людьми, которые стали непрямыми. Просто не только физически прямо, но и благоговейно. По-русски можно было бы сказать: Премудрость! С благоговением услышим святое Евангелие.
Каждое слово в богослужении имеет смысл и призывает к определенным действиям духовным, душевным и физическим. Это нужно знать. Но премудрость не войдет в злохудожную , т.е. в непросветленную душу, поэтому мы, чтобы ее воспринять, должны быть исполнены добра, т.е. правды и красоты. Не случайно одна из наиболее известных аскетических книг в нашей церкви называется Добротолюбие (по-гречески Филокалия , дословно Красотолюбие ). Для того человек и делает аскетическое усилие (молитва, пост, покаяние), чтобы быть красивым душой и телом. И если вас спросят: говорят ли в Церкви о красоте? вы должны знать, что когда мы употребляем слово доброта , мы говорим и о красоте. То, что не добро красивым стать не может. Внешние украшения только подчеркивают вашу красоту, но если она в вас уже есть. Тут-то хорошо красиво одеться, особенно в праздник, в день причастия, чтобы достойно встретить Жениха-Христа.
Вы хотите красоты, и Господь даст вам красоту. Старый человек тоже может быть красивым. Какая красота в ликах святых, даже очень старых по летам! Когда человек живет неправедно, он часто и внешне безобразен, а когда праведно его природные черты, даже неправильные, озарены красотой. Раньше каждый старался подчеркнуть в себе Божию красоту, к которой все люди стремились, поэтому все смотрели за собою, даже за своей походкой.
Я хочу вам сказать: когда вы приближаетесь к Богу, то становитесь красивее. Некоторые удивляются перемене людей за короткое время. Это происходит в соответствии с их духовным направлением жизни. Любой грех отражается на лице, так же, как и любая добродетель. Духовно опытные люди могут это сразу увидеть. Благодать Божия особым образом действует на всех нас. Она есть источник добра и красоты. И если вы постараетесь стяжать благодать Святого Духа, Господь благословит вас. И мы тогда увидим радость и мир на лицах ваших, даже если обстоятельства вашей жизни неблагоприятны (а людей, живущих совсем беспечно, не бывает). Итак, красота показывает, как мы живем. Даже болезни отходят, когда человек живет в Духе Святом.
Вот малая и простая у нас сегодня служба. Но какой мир спускается в наши не очень благолепные стены , какой мир сходит и в наши души. И хорошо делают те из вас, кто посещает все наши богослужения. Господь благословляет вас, делает более красивыми, более счастливыми. Дай Бог, чтобы каждая служба становилась для нас новым шагом на этом пути.
Аминь.
5 сентября 1990 г.
Слово на литургии (Мф 22:35–46)
Мы слышали сейчас о том, что нам надо быть носителями Духа Христова. Для этого мы и скорби терпим, и притеснения. Главное в нашей жизни Дух, который определяет все остальное. Но чтобы исполниться Духом Христовым, нужно блюсти Его заповеди, полюбить Его и войти через Него в общение с Отцом нашим Небесным.
Об этом говорит и сегодняшнее евангелие (Мф 22:35–46). Господь часто повергал фарисеев и саддукеев в молчание. Божия благодать говорила Его устами, и они не могли ничего ответить. Один законник, т.е. человек, который знал Писание, переписывал его, богослов решил искусить Господа, спросив, какая заповедь в законе наибольшая, так как знал, что все заповеди в законе равны, ибо все они от Бога. Но это были заповеди Ветхого завета. А Господь ответил ему из духа Своего учения, из грядущего Нового завета. И ответил ему, хотя и словами Ветхого завета, но вкладывая в них новозаветный смысл.
Что же сказал Господь? Он сказал фарисею: Возлюби Господа Бога твоего . Кто не любит Бога, тот не может ожидать от этой жизни ничего. Но как Его возлюбить? Всем сердцем, всей душой, всем разумением, в другом Евангелии даже говорится всей крепостью . Вдумаемся в это. Это значит: дух, душа и тело человека должны проникнуться любовью к Господу Богу нашему. Этого мы иногда не понимаем, братья и сестры. Нам кажется, что достаточно чего-то одного. Одним кажется, что нужны только душевные вещи размышления, молитвы, правила и другие чины и средства разумного устройства мира, общества, природы. А иным кажется, что ради Бога надо что-то делать руками и ногами или наоборот, заниматься только духовной жизнью, противопоставляя ее жизни по плоти. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае мы грешим против слова Христова. Господь же говорит возлюби Господа Бога своего ЦЕЛИКОМ, всем, что есть в тебе, ибо и тела ваши храмы Святого Духа, как открыл нам св. апостол Павел.
Но есть и другая заповедь, подобная первой, которая не может быть от нее отделена, как вторая сторона той же медали. Св. апостол Иоанн нам сказал: Если ты любишь Бога, а ближнего ненавидишь ты лжец . Поэтому и сказал Господь законнику: Возлюби ближнего своего как самого себя . Эта заповедь объемлет весь человеческий мир. Не грех любить и себя, если ты любишь себя так же, как ближних. Мы постоянно забываем и об этом что двуединая заповедь дана нам в полноте любви и вера наша есть любовь, так как христианство есть вера в Бога и в человека. Нам надо воплотить в жизнь эту истину. Вот здесь-то и требуется от нас искание воли Божией и любовь ко Христу, без которой невозможно исполнить эти заповеди. Без общения в благодати Духа Святого со Отцом и Христом, Сыном Божиим и без благодатного общения с ближними мы не сможем исполнить эти заповеди.
Почему же мы называем Христа Сына Божия Богом? Господь спросил фарисеев о Христе: чей Он Сын? И фарисеи не могли ответить, так как сказали только то, что выработали они сами в своей духовной традиции: Христос сын Давидов, а это значит, что Он будет Царем над миром. Господь спросил: как же Он сын Давидов, когда Давид говорит о Нем как о Господе своем? И привел цитату из Писания (Пс 109:1): Сказал Господь Господу моему: сиди по правую руку Мою, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих . И опять закрыл уста фарисеям Своими словами. И они поняли: если Христос Господь Давида, то Кто же Христос? Тогда Он Бог. Они поняли и не смогли принять это, так как знали Бога и о Боге только через закон. Ведь закон был дан через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа (Ин 1:17). Но для нас это значит, что нужно иметь общение с Богом в Духе Христа. А Дух Христов это Дух Любви к Богу и ближнему своему, как и к себе.
Аминь.
По окончании литургии
Поздравляю всех с причастием. Конечно, братья и сестры, мы должны были бы находиться в приобщении к Духу Христову постоянно. Но, к сожалению, наших земных сил часто не хватает. И Церковь всегда стремится помочь своим членам, призывая их часто причащаться. Во времена апостолов и далее, до IV века (например, при св.Василии Великом) причащались почти каждый день. Не каждый день собирались и служили литургию это делали один раз в неделю (ведь праздников в нашем понимании еще почти не было). А потом раздавали Святые Дары людям на дом. И дома утром, перед тем как принять пищу, христиане молились и причащались сами. Разносили причастие диаконы и диакониссы, чтобы ни один человек не остался без причастия хотя бы в воскресный день. Отсутствие полного члена церкви по неуважительной причине на литургии грех, но есть и уважительные причины. Однако всегда церковь должна была о них знать, чтобы рассудить о них и, если надо, принести человеку причастие на дом.
Неужели мы так отстали от тех святых времен? Да, очень сильно. Но это не значит, что мы должны механически воспринимать древние формы. Все они менялись с течением времени, даже Устав менялся трижды на протяжении истории только нашей Русской церкви.
Я сказал это лишь для того, чтобы вы стремились постоянно причащаться и быть в причастности Духу Христову, о Котором мы сегодня говорили, имели бы постоянное общение со Христом. Мы приходим в разном состоянии, в разном настроении, с грехами. Мы каемся, и Господь нам прощает грехи, чтобы не было причащения в суд и во осуждение . То, что в разных храмах немного по-разному, в разных формах строится духовная жизнь даже хорошо, так как шаблонов в духовной жизни нет, есть образцы, к которым можно стремиться, но не шаблоны. И благодать, полученную в храме, мы должны научиться сохранять, где бы мы ни были. Какие бы трудности, настроения, споры ни возникали, все надо делать в Духе Христовом, не теряя благодати. Вспомните, когда архидиакона Стефана побили камнями, над ним было небо отверсто и виден был Сын Божий, сидящий одесную престола величия на небе. Давайте же учиться не терять благодати. Хорошо, когда нас никто не трогает, и мы делаем, что хотим. Но нужно знать, что делать и когда наступают силы зла, не быть боязливым. Участь боязливых в озере огненном (Откр 21:8). Нужно не быть боязливым, чтобы победил через нас Господь, который да благословит вас на многие лета.
Аминь.
16 сентября 1990 г.
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Слово на паремиях великой вечерни
Мы слышали сегодня те же паремии, что и совсем недавно, в праздник Успения Пресвятой Богородицы (Быт 28:10–17; Иез 43:27; 44:1–4; Притч 9:1–11). По Уставу Православной Церкви на Богородичные праздники всегда читаются три одних и тех же отрывка. Многие из вас под Успение были в храме, молились здесь и слышали то, что я говорил тогда.
Первое чтение из закона , из книги Бытия. Мы слышали о патриархе Иакове Израиле, как он получил особое откровение по пути в Харран. Он пришел на одно из мест по дороге, где ему пришлось ночевать, взял в изголовье камень, лег на том месте и увидел сон. Сон был пророческий, сон от Бога, поэтому мы и читаем о нем в этот день.
Он увидел лестницу, которая одним концом стоит на земле, а другим касается неба. Сам Господь стоит на ней и говорит с Иаковом. Иаков сам не мог взойти на эту лестницу. А Господь сказал ему: Я Господь твой и отцов твоих. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, она и будет землей обетованной. И будет потомство твое как песок земной, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные . И дальше говорил Бог Иакову: Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28:15). Тут Иаков пробуждается от сна и говорит: Воистину, Сам Господь на этом месте, а я не знал . Тогда он испугался. Он понял, что если Сам Господь присутствует на этом месте, то страшно место сие, это дом Божий, это врата небесные .
Правильно ли он подумал? Правильно, братья и сестры. Но он не совсем полно это понимал. Он думал, что Бог дает ему обетование о земле, в которой он будет жить с Богом в радости и достатке. Еще он был проверяем Богом в своей вере, и Бог удостоверился, что Иаков не усомнился в пророчестве, в том обетовании Бога, которое было ему здесь явлено. Но сам взойти на лестницу он не мог. Коснуться ее тоже. Я говорил вам, что лестница это Единый Посредник Бога и человеков, Господь наш Иисус Христос. А та святая земля, Дом Божий, Врата небесные образ Богоматери, которую мы с вами сегодня и прославляем. Ибо она воистину послужила Основанием для рождения своего Сына и Бога.
Чудная лестница была и есть не проста. Господь наш Иисус Христос имеет природу и человеческую, а не только божественную. Поэтому, чтобы спасение наше стало возможным, Богоматери нужно было послужить всей своей жизнью. Итак, будем помнить, что лестница, возводящая нас на небо, к Отцу Небесному Господь наш Иисус Христос опирается на Богоматерь, как на всю Церковь Свою, в ее силе и славе.
Аминь.
А вот что мы слышали из пророков. Великий пророк Иезекииль, исполненный Духа Божия, говорит о восьмом дне, который открывается нам во Христе. Христос пройдет как бы через затворенные ворота и сядет за трапезу есть хлеб пред Господом. И никто не войдет ими. Это пророчество о приснодевстве Богоматери.
Князь, (44:3) Господь наш Иисус Христос, который не нарушил целомудрия Девы Марии, родившись от нее, как от женщины. О девстве Богородицы говорит и пророк Исайя: Вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил, что значит: с нами Бог, Тот, Кто соединит небо и землю. А пророк Иезекииль говорит о вратах храма, о том, как призывает в Свое Царство Небесное Господь: через рождение Сына Божия Иисуса Христа. А Дева Мария не была осквернена грехом. Она осталась Девой и до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества. В знак этого в ее иконах рисуют три звезды на мафории: на челе, на левом и на правом плече. Основанием нашей веры в чистоту, целомудрие Девы Марии являются пророчества Ветхого завета. Они дают нам уразуметь не просто физическую, не физиологическую чистоту Богоматери. Если мы будем внимательно читать их, Господь и нас умудрит.
Аминь.
Теперь мы слышали чтение из писаний, куда входят и Притчи Соломона. Здесь говорится, что премудрость построила себе дом и вытесала семь столбов его. Что это за Премудрость? Это Сам Господь Иисус Христос. Почему? Потому что Господь приходит не нарушить, но исполнить закон, а закон в полноте и есть Божия Премудрость. Господь как бы строит Себе дом, как бы вытесывает семь столбов символ крепости, полноты. Значит, никаких принципиальных недостатков в этом доме нет.
Вот закалывает Премудрость жертву, растворяет вино и готовит у себя трапезу. Это напоминает нам о жертве Господа, как этот дом о Церкви и о Богоматери, так как Господь поселяется (эта Премудрость поселяется) в таком Доме.
Итак, готовится трапеза Небесного Царства. И тогда посылает Премудрость слуг своих провозгласить с возвышенностей города: Всем, всем, всем! Кто неразумен, кто еще в неправде обратись сюда . И нам, неразумным, Христос говорит: обратитесь сюда, оставьте безумие и ходите путем разума. А начало премудрости страх Божий, а разум познание Святого Бога.
Мы то же самое говорим на литургии, нашем общем служении: Приидите, ешьте Хлеб Господа, пейте Вино Его, пейте от этой Чаши все. Это призыв к вечности, к подлинному разумению Божию, к подлинной мудрости.
Лучшим примером этого для нас является Честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов Богоматерь. Она возвысилась выше ангелов небесных, ибо человек призван к большему, чем ангелы. Она поняла, как можно послужить Господу всей жизнью своей, как исполнить слова: Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:44). Будем и мы идти этим путем.
Аминь.
20 сентября 1990 г.
Из слова на утрене
Мы слышали сейчас о той радости, которая происходит в людях, когда приближается к ним Господь (Лк 1:39–49:56). Это произошло и с Елизаветой, матерью Иоанна Предтечи, родственницей Пресвятой Девы Марии. Елизавета исполнилась Духа Святого и воскликнула: Благословен плод чрева Твоего!
Дорогие братья и сестры! Когда видит человек, что сбываются пророчества, что наполняется сердце светом и радостью, он начинает благодарить Того, через Кого приходит этот свет. Так говорила и Елизавета: Благословенна ты между женщинами… И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
В древности слово Господь употреблялось по-разному. Иногда оно означало господин , т.е. тот из людей, кого мы ставим выше себя. Раньше и у нас были такие господа. Но они были не всегда духовно выше тех, кто их так называл, и поэтому социальная лестница перевернулась. Но, увы, люди забыли не только этих господ, но и Единого Господа…
Далее, нам нужно научиться видеть действие Духа Святого в людях. Мы начали сомневаться во всем, всех подозревать, раздваиваться, растраиваться. А Елизавета не побоялась сказать Марии, деве из обычного городка, Матерь Господа моего. Елизавета увидела на ней Дух Божий ведь взыграл младенец радостно в ее чреве. Каждая мать прислушивается к движению младенца в ее чреве. А здесь великая радость охватила Елизавету и ее младенца, и она стала благословлять Марию и ее Плод. Блаженна уверовавшая, ибо совершится сказанное ей от Господа, так сказала она. А Мария, отвечая ей, говорила: Отныне ублажат меня все роды.
Блаженный значит, счастливый. Все мы ублажаем Деву Марию, называем ее счастливой, носительницей дара благодати. И тут мы видим, что этот Цветок пророс не на пустом месте, что и родители ее были блаженными. Величием Тя, Пресвятая Дева, и чтим святых Твоих родителей , поется в величании. И мы ублажаем Пресвятую Деву Богородицу и ее родителей в соответствии с тем, что написано об этом в сегодняшнем Евангелии.
Аминь.
Из слова на литургии
Каждое чтение Евангелия для нас и назидание, и радость, но это радость, проходящая через испытание собственной совестью. Так и сейчас. Мы слышали (Лк 10:38–42; 11:27–28), как Господь был в доме у двух женщин, сестер, у которых был еще брат Лазарь. Одна из них быстро начала готовить к столу. В тех странах гостеприимство это закон. Не только для знакомого, но для любого прохожего нужно было оставить все свои дела, чтобы приготовить ему поесть и дать отдохнуть.
Но одна из женщин, Мария, зная, какой Источник Премудрости вошел к ним в дом, села у ног Учителя и слушала слово Его. А сестра ее поддалась искушению и стала упрекать Марию, говоря Господу: Неужели Тебе нужды нет, что Мария одну меня оставила служить? Пусть Мария пойдет и будет служить как и я . Она думала, что Господь скажет Марии: Ты женщина, твое место на кухне, пойди, помоги сестре . Но Господь неожиданно оказался на стороне Марии и сказал: Марфа, Марфа! Суетишься и заботишься ты о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, ибо она стала служить о Боге, о Небесном Царстве. Эта часть не отнимется от нее.
Не искусилась бы Марфа, занималась бы своим делом, благословил бы и ее Господь. А она решила, что сидеть сложа руки , не работать, КАК ОНА, это безделье. Как часто и у нас так бывает в жизни: мы, делая физическую работу, упрекаем тех, кто делает духовную работу. А ведь физическая работа легче! Но мы готовы с упреком говорить, что совершающий духовный подвиг бездельник.
Видите, какой урок преподал нам сегодня Господь. Каждый должен делать свою работу только бы мы знали, что важнее, и не упрекали бы друг друга. Ведь и человек, делающий духовную работу, не должен превозноситься над тем, кто работает что-то своими руками и ногами.
Господь постоянно приходит и приносит Свою премудрость людям, ставит все на свои места, чтобы можно было им правильно, т.е. праведно, действовать в жизни.
И народ это ценил. И одна из женщин сказала вслух: Блаженна та, которая выносила такое дитя! Блаженны даже сосцы, которыми она Его питала! А Господь в ответ сказал ей ту правду, которая была у Него на сердце: Еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Давайте и мы, братья и сестры, будем всегда слушать Слово Божие и соблюдать Его постоянно Живое, как будем слышать и то, которое в книге. Господь призвал нас исполнять его.
Аминь.
21 сентября 1990 г.
НЕДЕЛЯ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ
Слово на литургии (Гал 6:11–18; Ин 3:13–17; 2 Кор 6:1–10; Мф 25:14–30)
Мы слышали сейчас два апостольских и два евангельских чтения. Первый апостол и первое евангелие посвящены нашей подготовке к празднику Воздвижения Креста Господня, а вторые рядовые воскресные чтения.
Мы слышали, что если уж хвалиться в этом мире, то надо хвалиться Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Хвалиться не по плоти: не внешней красотой, богатствами, не талантами душевными, а Крестом, который есть образ такой любви, что мы можем и гонящих нас благословлять, и, ничего не имея всем обладать. Господь говорил, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был (Ин 3:16–17), и не просто своими усилиями, и не просто судом Божиим, а спасен был через Христа. Верующий в Него не судится (Ин 3:18) только вера эта должна быть истинной, искренней, полной, чтобы она заполняла всех нас и всех вокруг нас. Чтобы по этой вере мы могли соблюдать заповеди, могли нести свой крест с хвалой и благодарением.
Слышали мы еще знаменитую притчу о талантах, где говорится, как Бог узнает, являемся ли мы верующими, имеющими в себе жизнь, или не являемся. Людям дается разное количество талантов, пусть некоторым даже один, но нет бесталанных людей. Каждый получает по своей силе. Поэтому не надо завидовать друг другу. Имейте больше сил, и получите больше талантов. А тот, кто приобретет на них еще таланты, кто умножит любовь, приобретет новые силы, тот войдет в радость Господа своего мы называем ее Царством Божиим. Но кто не захочет, чтобы дар Божий в нем ожил и плодоносил, кто испугается ответственности, трудностей на пути потеряет и то, что имеет. Талант, зарытый в землю, умрет бесплодным. А если мы не оправдываем дары Божии, мы совершаем смертный грех, может быть, самый большой грех, братья и сестры. Такой человек осуждается, т.е. ОСУЖДАЕТ СЕБЯ. Никто же не заставлял этого человека зарывать талант, ведь Бог хочет всем спастись. Но если человек не хочет слушать голос Бога, голос совести, голос Церкви, пусть знает вместе с его земной жизнью сразу или не сразу, но прекратится все, все угаснет, и он, так и не обретя своей личности, умрет. Это и называется тьмой кромешной, адом внешним, где плач и скрежет зубов. Господь говорит: остерегайтесь этого, братья и сестры, так как все это в ваших руках. Бог все вам дал и, если нужно будет, даст еще. Не бойтесь ничего, ибо в Церкви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх.
Поэтому нам нужно облечься в броню праведности, взять шлем спасения слово Божие, и идти в этот мир, воинствуя против зла, приводя в действие те силы, которые у нас уже есть. Действуйте любовью и приобретайте новые силы для этого!
Аминь.
По окончании литургии
Я очень рад, что все, или почти все, причастились. Я рад, что вы имеете это дерзновение, так как в духовной жизни вместе со смирением, конечно, необходимым нам, требуется и дерзновение. Без дерзновения нельзя обрести свободу во Христе. Мы с вами не под законом, а под благодатью и истиной. Поэтому нужно иметь дерзновение и в молитве, и в жизни, и в проповеди неверующим, и в чтении писания.
Мы обладаем таким богатством в Православной Церкви, как никто на свете. И эти великие таланты, целые россыпи их мы иногда стараемся спрятать в земле как бы кто не соблазнился . Да, не нужно соблазнять людей, но дерзновение наше должно быть оправдано благодатью, которой мы живем.
Я желаю вам иметь и смирение, и дерзновение, чтобы умножать таланты, которые вами получены. Выходя из храма, старайтесь сохранять то, что дал вам Господь.
Мы еще в начале пути, но, идя по нему, будем иметь полную уверенность, что нам помогает и еще поможет Господь укрепит, защитит, подаст свою благодать.
Аминь.
23 сентября 1990 г.
ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Слово на утрене
Мы слышали замечательный отрывок из евангелия от Иоанна (12:28–36), где говорится о том, что Бог уже прославил Своего Сына и еще прославит.
Этот глас Божий Иисус назвал гласом не для Него, но для народа. То есть именно нам с вами нужно уразуметь значение этого гласа. Господь говорит: Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (12:32). Вот Бог прославился. Князь мира сего осужден кто это? Кто является правителем мира сего? Сатана, диавол. Он-то и осужден, он-то и будет изгнан вон. Каким образом?
Господь открыл нам и эту тайну. Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе, говорит Он. Будучи распят, Господь оказался вознесен и ПРОСЛАВЛЕН и этим привлекает нас к Себе. Когда человек служит Богу, а не князю мира сего, это и есть прославление каждого из нас.
Всех привлеку значит, нет ни одного человека, которого Господь не хотел бы привлечь к Себе тайной Своего Креста, ибо это есть тайна Любви Христовой, крестной и воскресной.
Господь под вознесением Своим имел в виду и вознесение на Голгофе, и Вознесение после Воскресения, когда он вознесся к Богу и Отцу Своему. Господь дал всем ученикам своим знать, какой смертью Он умрет. А народ не понимал этого. Как и мы, плохо это понимаем, как будто слова Божии не открываются в нас.
Народ говорил: Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий? (12:34). И тогда Господь ответил со всей глубиной и мудростью, как Он обычно отвечал. Он не сказал: Это Я. Он сказал: Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (35–36).
Так сказал Господь наш Иисус Христос, которому пришлось до дна испить чашу страданий, так что на Кресте Он воскликнул: Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил? Нам непонятно, как это может быть. Разве могут разделиться Отец и Сын? Но Господь почувствовал, что бездна тьмы разверзается под Ним. Веруйте в свет, да будете сынами света , вот призыв Господа, вот Его ответ на вопрос, кто этот Сын Человеческий, Который привлечет всех к Себе.
Свет Божий открывается нам всем через Крест, что значит через Любовь до полной самоотдачи, и просвещает каждого из нас. К этому Свету мы и стремимся, чтобы не ходить во тьме, чтобы не потерять Любовь, которая есть Истина.
Вот благовествование о Кресте Христовом. Прославился Сын Божий, прославился через Него Отец и прославился Крест Христов.
Аминь.
Из слова на литургии
Мы слышали сегодня о том, как происходило Распятие Господне, как Его пригвоздили, как Его убили иудеи руками римлян. И все же мы проповедуем Крест Христов, слово о котором для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия (1 Кор 1:18). Мы должны рассудить, почему для одних это юродство, а для других сила Божия.
Неверующие не знают тайны Креста. Они не могут понять, как можно говорить о спасении через смерть. Обычному человеку бывает страшно даже подумать о смерти, не то что претерпеть ее. А спастись через Крест думают такие люди совершенно невозможно. Но мы, верующие, знаем, что смерть бывает различной. Есть смерть как последнее и всеразрушающее проклятие за грех. Через такую смерть человек обретает лишь разложение. Но смерть может быть и иной. Если Господь наш Иисус Христос умер, будучи безгрешным, значит, Он умер, искупив все грехи и последствия греха. Смерти во Христе нет, Христос воскрес, и Он уже не умирает (Рим 6:9). И сила Божией Любви, искупляющей нас от тьмы, хаоса, входит в каждое верующее сердце, и если эта сила есть в нас, то смерти в нас не будет.
Тело умрет, уйдет и душа в какие-то космические пространства. Но Дух приведет нас к воскресению в теле духовном, которое не будет из материи, не будет немощным, болезненным. Оно будет новым и духовным, просвещенным и преображенным тем Духом, Которым мы сейчас начинаем жить через милосердие, через выход из рабства греху и тлению.
Символом этого является Крест Христов Сим победа. Поэтому мы и поклоняемся Ему и почитаем Его.
Аминь.
Из слова в конце службы
Мы сегодня прославляем и возносим Крест, на котором был прославлен и вознесен наш Господь. Он вознесен был, чтобы освободить нас от беззаконий наших, от немощей наших. Теперь, когда мы почтили Крест, мы будем лучше понимать, какова слава Христа.
Мы знаем о страданиях Христа, что они радостнотворны, а теперь будем знать, что они и славны. Слава есть свобода, слава есть сила, слава есть сила Божия, не связанная с насилием. Эта слава, которую мы воздаем Богу, есть отдание Ему того, что в Нем Самом и от Него есть. Мы воссылаем ее к Источнику святости. Эта сила совершает особые действия в наших сердцах, а через них и во всем мире, который должен вновь войти в сокровище славы Божией.
Крест не просто космический знак, говорящий о славе Солнца и звезд, но знак славы Божией, ибо Бог есть Любовь. Дай Бог и нам нести в себе ту же славу, тогда мы будем приобщены самому Христу, а через Него к Отцу Небесному.
Аминь.
27 сентября 1990 г.
НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ
День свв. мчч. Веры, Надежды, Любови и Софии. Слово на исповеди
Когда не будет нужды в исповеди перед причастием, когда будет достаточно для подготовки к нему покаянных молитв в чине самой литургии, только тогда можно будет сказать, что в нашей общине установилась нормальная евхаристическая жизнь. А пока необходима исповедь.
Смирение перед злом грех. Смиряться, т.е. сохранять внутренний мир нужно тогда, когда за ваши добрые дела на вас нападает зло.
Зло нельзя победить ни злом, ни ленью.
И послушание грех, когда мы ищем, как в послушании отдать себя людям, а не Богу. Послушаться в первую очередь надлежит Богу, мы должны быть послушны Его воле Его закону. А мы обо всем имеем свои мнения.
Второй этап послушания послушание Церкви. Епископы и священники являются представителями церкви, но и они такие же люди, как вы, и могут согрешать. Поэтому вверяйте себя воле Церкви, а не просто ее официальных представителей.
А третий этап из всех людей церкви выбирать тех, кого Бог избрал, и слушаться прежде всего их. Хорошо, когда это предстоятель церкви, но это может быть любой духовно одаренный и продвинутый в опыте человек.
Кайтесь до слез, иначе никогда у нас не будет того, что может спасти Россию. Реально меняйте свою жизнь, а не просто сожалейте о грехах. Кайтесь перед Богом, ибо только Он, Господь Бог, прощает грехи, а я только молюсь, чтобы это произошло.
Давайте же начнем второй год нашего существования как прихода-общины с нового покаяния. Обратим внимание не на внешние грехи ( молочка попила в пост ), но на Путь нашей жизни.
Слово на литургии
Мы слышали сегодня два апостольских и два евангельских чтения. Апостол Павел говорит: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20). Это самый краткий символ веры: мы живем верою в Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас. И апостол говорит еще: Вы храм Бога Живого (2 Кор 6:16), если Господь отдал Себя за нас. И тела наши храм Духа Святого (1 Кор 6:19). Все должно быть в нас просвещено, чтобы люди, увидев нас, наши глаза, могли сказать: Истинно, с ними Бог (1 Кор 14:25).
В Евангелии от Марка мы слышали, что не только Господь взял крест, но всякий, кто хочет идти за Христом, должен отвергнуться себя и взять крест (Марк 8:34). Отвергнуться себя это значит жить не для себя, а для Бога и ближних. Спасающий других спасает себя. Мы не враги ни другим, ни себе, так как стараемся жить Любовью Христовой, которая объемлет всех. Кто хочет сберечь жизнь, должен как бы потерять ее.
Мы боимся потерять жизнь, думая, что это наше достояние, а на самом деле это дар Божий, и им, этим даром, надо служить. Мы должны потерять жизнь свою не как люди мира сего от пьянства и так далее, а за Господа и ближних. Иначе Господь постыдится нас.
Нельзя стыдиться своей веры неужели мы постыдимся истинного добра и блага ради благ этого мира? Мы одни из тех, о ком сказал Господь: Не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе (Марк 9:1). Мы, стоящие здесь, не вкусим смерти, если будем приобщены к свету Царства Небесного, если Преображение начнется в нас и вокруг нас, если мы обретем правду, мир и радость как дар свыше.
Мы должны быть подобными той хананеянке, которую Господь хотел обойти, не отвечая на ее просьбу, так как она была не из народа Божия. Мы похожи на нее, так как и в нашей жизни были периоды, когда мы не могли называться сынами народа Божия до нашей веры, до прихода в церковь. Но если мы проявим смирение, как та женщина, будем готовы взять хотя бы крохи со стола Господа, Господь скажет: Велика вера ваша, и каждый сможет исцелиться душой и телом.
Празднуя день мучениц Веры, Надежды и Любви, будем помнить об этом, чтобы это исполнить, подражая им, ибо все возможно верующему, надеющемуся и любящему.
Аминь.
После литургии в ответ на приветствие отца настоятеля слово произнес молившийся в алтаре за литургией иеромонах Лаврентий из бельгийского Шеветонского бенедиктинского монастыря, много делающего для молитвенно-литургического и богословского взаимоузнавания и сближения западной и восточной христианской традиции на основе опыта неразделенной Церкви.
В своем слове о. Лаврентий сказал, что мы все одно Тело, поскольку имеем своим главой Одного Иисуса Христа. Весь народ ответствовал ему:
Аминь.
30 сентября 1990 г.