Проповедь
Что же (вас) сюда привлекает? У нас нет внешне никаких великолепий, исторических ценностей нет. У нас есть один лес, тихонькая, скромная обитель и все. Мы вас с любовью принимаем. И то, что вы у нас кушаете, это вы свое кушаете. Добрые люди жертвуют, добрые люди присылают, мы вас кормим. Так что мы на вас деньги не тратим. Hе стесняйтесь, кушайте. Только, когда бываете в обители, держитесь порядку. Сегодня вы есть, завтра вас не будет. Поэтому мы призываем вас не просто, а погостить у Бога. Господь Сам в Божественной литургии вас призывает на брачный пир Сына Своего. Поэтому смысл существования обители – это творить воспоминание Господа. И смысл прихода вашего в обитель – это чаша Христова. В этом вы сомневаться не будете, вы уверитесь и с достоверностью скажете, когда умирать будете. Почему? Да потому, что когда человек умирает, он подводит себе итог. Да. И приближается к нему смерть. А вы приходите к чаше Христовой, принимаете залог бессмертия. Поэтому то, как вы подходили к чаше Христовой, так вы будете чувствовать не смерть, а бессмертие. Спаситель сказал: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день». см. Иоанна 6:54 Так вот, миленькие, как для нас, так и для вас, ответ. Будем с благоговением выполнять возложенное на нас послушание Божие.
Аминь.
***
Почему называется церковь жаждущая? Церковь едина, но она трехчастна. Церковь Божия торжествующая – это Богоматерь, ангелы и все святые. Церковь Божия воинствующая – это мы с вами. Церковь Божия жаждущая – это все усопшие в вере. Жаждущей она именуется потому, что жаждет того, чтобы мы некоторых из них, ушедших в вечность, вспоминали, восполняя усердием их недостающее усердие. Поэтому она именуется жаждущая Церковь. Итак, о памяти усопших у нас должно быть сознание, что они есть жаждущие. Значит, во имя их надо творить молитву, особенно добрые дела приносить в память Христову. Поэтому вспоминаем нашу жаждущую Церковь, вспоминаем дорогих наших усопших, родителей, отцов, матерей наших, братьев, сестер наших, детей наших, воинов наших, жизнь свою на поле брани положивших. Вспоминаем всех тех, кого некому вспомнить. Итак, как за близких родных, так и за далеких, поем о них молитву Спасителю «Со святыми упокой» (пение).
***
Спасибо за ваше доброе усердие. Вот, видите, с приложением усердия, несмотря на то, что вы из самых различных мест, и самый различный возраст у вас и характер, все получается стройно, хорошо. Вот это характер апостольский Церкви, когда в церкви все как один люди поют. Тогда всех недоразумений, трудностей, которые встречаются в Церкви Божией, не было бы. Так вот надо стремиться к этому. Раз в церковь Божию ходим, надо в церкви Божией читать и в церкви Божией петь. Тем паче теперь все люди грамотные. Значит, надо принимать самое живое участие в церковном Богослужении. Да поможет нам Бог!
***
Приезжают люди и уезжают. И те, которые приезжают, и те, которые уезжают, не могут не составить себе доброго впечатления. Мы вас встречаем как детей Божиих и преподаем вам именно то, что велел нам Господь. А что нам велел Господь? Господь велел нам прощать вам грехи. Господь велел совершать для вас великое таинство. Он так сказал: Сие творите в Мое воспоминание
. Луки 22:19 Так. И вот вы, дорогие наши богомольцы, приходите к чаше Христовой. Эти моменты имеют неизгладимое для вас впечатление. Мы вас тоже принимаем, потому, что почти каждый из вас лично приходит ко мне, рассказывает о своих трудностях, о своих духовных переживаниях. Все это хорошо. Это объединяет нас. Значит, вы приходите к нам получать духовное утешение. А мы видим в вас выполнение воли Божией, которая лежит над нами. Господь велел прощать вам грехи. Мы прощаем вам грехи. Господь велел: Сие творите в Мое воспоминание
. Мы это делаем. Значит, у вас доброе воспоминание о пустыньке. Очень доброе. Так. Теперь По отношению к вам у нас очень умиленная истинная благодарность за то усердие, которым мы и существуем. И наше назначение в том, чтобы вам служить. А если не будем служить, то мы никакого предназначения нашего не выполняем. Ведь обитель была создана в то еще время для просвещения и укрепления веры православной в этом крае. Вот так она и существует. Значит, первая обязанность наша – это духовное удовлетворение ваших духовных, религиозных чувств. Теперь многие из вас приходят как бы в последней надежде для здоровья своего и для мира совести. Мы это понимаем. Значит, от нас зависит умиротворить вашу совесть, обнадежить вас в вашем добром здравии. И вот мы предлагаем вам то, что Господь уполномочил для вас делать. Поэтому вы для нас уже неизгладимы в мыслях, в нашем сознании, в долге о вас. Так точно и вы, находясь в самых разных местах, не можете забывать о нас. Потому что кто бы вы ни были, но если вы раз побывали в пустыньке, то и за вас молитва поется «Со святыми упокой», и за вас молитва поется «Под твою милость». А потом ранненьким утречком мы совершаем то великое мироспасительное служение, в котором священник и говорит: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Это за вас. Понятно? За вас. В каждом месте, где вы будете, вспомните: в скромной пустыньке за вас приносится величайшая жертва. И не только за вас, но и за весь мир, говоря: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Разве это не ваши копеечки, не ваши свечки, милосердие, усердие, разве не ваше? Так вот «Твоя от Твоих, от всех и за вся». Хорошо. Этим мы спасаемся. Это первейшее наше назначение, выполнение нашего долга. И первейшее наше утешение, если мы его выполняем. Вот это взаимно нас связывает. Вы слышите Слово Божие, потом слышите краткое пояснение, напоминание. Этот долг мы несем. Это мы стараемся взаимно выполнить то, что лежит на каждом из нас. Да поможет нам Господь! Смысл вашего прихода в обитель есть тот, чтобы в таинстве исповеди получить разрешение прегрешений и соответствующее ободрение, наставление и… приходить к чаше Христовой чаще. А это и есть величайшее благо для вашей жизни. Будете умирать, эти моменты вспомните. Станете перед судом Божиим, тоже вспомните: «Господи, да, я страшный, крепкий, нераскаянный, не пришедший в чувство грешник, но мы стояли в обители и пели: „Твоя от Твоих, о всех и за вся«. Ты Сердцеведец. Это мы пели в добрые для нас моменты молитвы, которые за всю нашу жизнь. Ты же Сам сказал: „О всех и за вся«. Значит тут ни время, ни человек, ни обстоятельства, ничто не забыто». О всех и за вся. Человеку это трудно понять и объяснить, но по-Божески это понятно. Потому что Бог себя отдал за нашу жизнь. Совершает таинство не священник, а Бог, Сын Божий, Великий Архиерей, а мы только передаем, как труба. Труба ведь людей не питает водой, а через трубу люди получают воду живительную. Так точно и мы. Мы только передаем. Питает нас Дух Божий. Потому-то с таким благоговением как мы, так и вы будете жить и благоговейно выполнять, каждый из нас, лежащий на нас долг.
Аминь.